"Мы – дети Солнца"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Класс: 2 «б»

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели и задачи:

  1. формировать у учащихся представления о Солнце, как о самой большой звезде;
  2. воспитывать нравственные качества – любовь к родному краю, к традициям, обычаям и обрядам своего народа;
  3. развитие связной устной речи;

Ожидаемые результаты:

  1. Будут иметь представление о влиянии Солнца на жизнедеятельность планеты Земля.
  2. Будут знать традиции, обычаи и обряды народа саха.

Ход урока

I. Организационный момент.

СЛАЙД «Ночь и зима»

- Давным-давно, когда еще не было на Земле солнца, люди жили в полной темноте и холоде, на земле была всегда зима и ночь. Однажды увидел это Урун Айыы Тойон, который жил в Верхнем мире, пожалел он людей и решил помочь им. Думал он, думал как же помочь бедным людям и придумал небесное светило которое бы дарило свет и тепло людям. Тогда Урун Айыы Тойон сотворил солнце и повесил его на небо среднего мира. Благодаря появившемуся солнцу на земле стало светло, тепло и выросли травы и цветы, деревья и кустарники, появились разные животные, птицы, насекомые и рыбы. И все кругом зацвело, запахло и запело.

СЛАЙД «три мира»

- Благодаря чему стало светло и тепло на нашей планете? (Солнцу)

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о Солнце)

СЛАЙД «солнышко»

II. Актуализация знаний.

- Что можно увидеть на небе? (Звезды, Солнце, Луну, планеты)

- А как одним словом назвать все, что вы назвали? (космос или вселенная)

СЛАЙД «вселенная, астрономия»

- Ребята, а как вы думаете, какая наука изучает космос? (Астрономия)

Астрономия – первая и старейшая из всех наук. “Астрон” - в переводе с греческого “звезда”, “номос” - “закон”. Астрономия – «звездные законы»

- Зачем надо изучать космос? (изучает строение и развитие космических тел во Вселенной, для того чтоб узнать о влиянии небесных тел на жизнь Вселенной)

- Да, действительно с самых древних времен людей интересовало небо. Изучая звезды звездочеты предсказывали судьбу человека. По звездам и солнцу люди могли определять стороны света и время, а заблудившийся мог найти дорогу домой.

III. Формирование новых знаний.

- Какое светило больше всех остальных влияет на жизнь Земли? (Солнце)

- Давайте и мы превратимся в ученых-астрономов и попробуем узнать побольше о главном светиле Солнечной системы – СОЛНЦЕ.

- Откройте учебники на с.49, 1-й абзац

- Ребята о чем вы прочитали? (Солнце – это звезда, раскаленный огненный шар, является центром Солнечной системы. Солнечная система в свою очередь входит в гигантскую звездную Галактику – Млечный Путь.)

СЛАЙД «солнце – огненный шар»

СЛАЙД «млечный путь»

- Какие планеты солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

СЛАЙД «планеты солнечной системы»

Физкультпауза.

Вставайте, если я буду называть космические тела.

Земля, Солнце, река, Луна, дерево, планета, дом, цветок, звезда, комета, кошка, ракета, галактика, самолет, Юпитер, луноход.

- А как вы думаете почему так говорят - Без него плачемся, а как появится – прячемся.

- Каждый день мы наблюдаем, как Солнце двигается по небосводу. Подумайте…

  1. Солнце двигается вокруг Земли или Земля вращается вокруг Солнца? (Земля вокруг солнца)
  2. Какие изменения происходят при вращении Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)
  3. В какое время суток солнечные лучи лучше нагревают Землю? (Днем)
  4. В каком положении Солнце находится в это время (высоко или низко над горизонтом)? (Солнце днем высоко над горизонтом, а утром и вечером низко)
  5. Сделайте вывод. (Чем выше Солнце над горизонтом, тем лучше оно нагревает Землю)
  6. А как же зимой? Ведь Солнце тоже поднимается над горизонтом, но совсем не греет? (Зимой Солнце поднимается очень низко над горизонтом, поэтому не греет)

- Действительно летом Солнце выше поднимается над горизонтом, день длиннее, поэтому Земля лучше прогревается. Зимой наоборот, Солнце ниже над горизонтом, день короче, Земля меньше нагревается. Летом лучи Солнца падают на Землю прямо вертикально, а зимой – по касательной, это обуславливает нагрев земной поверхности.

СЛАЙД – ДВИЖЕНИЕ земли

- Почему солнце светит и греет? (Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар)

Вывод: Солнце – источник жизни на Земле. Солнце дает свет и тепло всем живым существам на Земле.

Кн РС(Я)

- В какое время года мы больше всего радуемся солнышку? (летом)

- Летом действительно все цветет, поет и пахнет. А какой самый главный национальный праздник мы справляем летом? (Ысыах)

СЛАЙД - ЫСЫАХ

- С какого ритуала начинается праздник? (Встреча солнца)

СЛАЙД - ВСТРЕЧА солнца

- Как встречают солнце?

- Что танцуют на Ысыахе?

- Связан ли этот танец с солнцем? Как двигаются?

СЛАЙД – ОСУОХАЙ

- Какой вывод можно сделать, чему посвящен Ысыах? (Якутский ысыах связан с солнцем. Ысыах проводится в день, когда длина дня и ночи равны, такой день называют Днем РАВНОДЕНСТВИЯ. С давних времен якуты все хорошее, доброе связывают с солнцем. Совершая обряд преклонения, они тем самым очищаются от всего плохого и получают заряд солнечной энергии на целый год. В процессе праздника всячески восхваляют и благодарят Урун Айыы Тойон песнями и танцами. Главный танец торжества – Осуохай, который танцуют взявшись за руки двигаясь по восходу солнца, символизируя тем самым само СОЛНЦЕ)

IV. Закрепление изученного.

На что похоже солнце? (Предположение детей)

А теперь я хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Боковой «На что похожа солнце?»

На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку.
На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч –
Почему же он горяч?
Если солнце - это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце - это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже,
всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ!