Цели урока:
- познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями,
- формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в причастии.
Задачи урока:
- работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
- обогащение словарного запаса учащихся,
- работа над развитием речи учащихся,
- формировать в сознании учащихся понятие об орфограмме и условии выбора правильного написания НЕ с причастиями,
- развитие орфографической зоркости.
Тип урока — урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация Power Point к уроку;
- Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик, Т.С.Тронина; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007.
План урока
№ |
Этап урока |
Электронное пособие "Не с разными частями речи" |
Цель и содержание этапа |
Время |
1 |
Организационный момент |
Главная страница |
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. |
2 минуты |
2 |
Усвоение новых знаний |
Переход на слайд «Иллюстрация» |
Работа с иллюстрацией. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией (работа в парах). Формулировка правила. |
5 минут |
3 |
Первичная проверка изученного |
Переход по ссылке «Проверка» |
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма. |
4 минуты |
4 |
Закрепление изученного |
Переход по ссылкам «Упражнения» и «Тест 1» |
Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Работа с упражнениями и тестами пособия "Не с разными частями речи". |
30 минут |
5 |
Осмысление домашнего задания |
|
Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению |
2 минуты |
6 |
Подведение итогов урока, выставление оценок |
|
Анализ, оценка знаний учащихся |
2 минута |
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы снова будем путешествовать вместе с частицей НЕ.
II. Усвоение новых знаний.
(Презентация 1. Слайды 3, 4)
Работа с иллюстрацией пособия. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией пособия (работа в парах). Формулировка правила.
Учащимся предлагаем рассмотреть рисунок и подсказать всаднику НЕ, в какой усадьбе ему будут рады. Работают ученики в парах, используя подсказки-гиперссылки (деревья, жильцы усадьбы). Слабые ученики могут найти соответствующие рисункам пункты правила, воспользовавшись учебником.
Проверка задания.
III. Первичная проверка изученного.
(Презентация 1. Слайды 5-12)
Работа над формулировкой правила. Анализ примеров, иллюстрирующих правило. Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.
IV. Закрепление изученного.
(Переход по ссылке «Упражнения» к презентации 2)
Упражнение 1. (Презентация 2. Слайды 1-5)
Спишите, раскрывая скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу.
Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга
(не) выполненная работа —
(не) выспавшийся ребёнок —
(не) опубликованный очерк —
(не) состоявшееся выступление —
(не) греющее солнце —
(не) замерзающий ручей —
(не) выполненное задание —
(не) построенный дом —
(не) прочитанное письмо —
Упражнение 2. (Презентация 2. Слайды 6-10)
Спишите, изменяя словосочетания по образцу.
Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.
(не) скошенные травы —
(не) написанная сказка —
(не) распаханный луг —
(не) слыханная тишина —
(не) созданный прибор —
(не) изученный параграф —
(не) вырытая яма —
(не) посеянные цветы —
(не) обработанное поле —
Упражнение 3. (Презентация 2. Слайды 11-14)
Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы.
Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт.
(Не) расцветающие, а ********* растения.
(Не) уменьшенный, а ********* числа.
(Не) собранные, а ********* игрушки.
(Не) затемнённая, а ********* сцена.
(Не) удаляющийся, а ********* поезд.
Упражнение 4. (Презентация 2. Слайды 15-17)
- Раскройте скобки, объясните значение фразеологизма.
Делить шкуру (не) убитого медведя.
(Распределять между собой прибыль от предполагаемого, но ещё не осуществлённого дела, предприятия.)
- Составьте и запишите с фразеологизмом предложение.
Упражнение 5. (Презентация 2. Слайды 18-19) Для того чтобы "собрать яблоки", необходимо навести курсор мыши на анимационную картинку "яблоко". Действие осуществляется при однократном щелчке левой кнопкой мыши.
(Распределение слов по группам.)
Соберите в корзинку под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить.
негодующий
недоумевающий
ненавидевший
невзлюбивший
незамерзающий
нераспустившийся
непроверяемые
некрашеный
нерассказанная
непогасший
Упражнение 6. (Презентация 2. Слайды 20-22)
От глагола (не) истовствовать образуйте действительное причастие прошедшего времени. Объясните условие выбора написания НЕ с глаголом и причастием.
(Неистовствовать
- Находиться в крайне возбуждённом душевном состоянии.
- Несдержанно проявлять свои чувства.)
Рассмотрите картины И.К.Айвазовского. Составьте предложение с причастием неистовствовавший.
Тест 1.
(Презентация 2. Слайды 23. Переход по ссылке «Тест») После того, как работа с тестом закончена, изменения в нём не сохраняются.
Ключ к тесту 1: 1—4, 2—2, 3—1, 4—2, 5—2.
V. Осмысление домашнего задания.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Литература
- Словарь русского языка в четырёх томах/ Академия наук СССР (АН СССР), Институт русского языка АН СССР. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Русский язык,1987.
- Словарь морфем русского языка/ А.И.Кузнецова,Т.Ф.Ефремова. — М.: Русский язык,1986.
- Учебный этимологический словарь русского языка // Русский язык в школе, №1. — М.:1991. —С.112.
- Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М : Издательство Московского университета,1992.
- Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба.— 24-е изд. — М.: Просвещение, 2002.
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2007.
- К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 7 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.
- Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 7кл."/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. — М.:Дрофа, 2002.
- Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя: Из опыта работы / Г.А.Богданова. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Изучение частиц на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы / Г.П.Соколова. — М.: Просвещение, 1988.