Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями,
  • формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в причастии.

Задачи урока:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • обогащение словарного запаса учащихся,
  • работа над развитием речи учащихся,
  • формировать в сознании учащихся понятие об орфограмме и условии выбора правильного написания НЕ с причастиями,
  • развитие орфографической зоркости.

Тип урока — урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация Power Point к уроку;
  • Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик, Т.С.Тронина; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007.

План урока


п/п

Этап урока

Электронное пособие "Не с разными частями речи"

Цель и содержание этапа

Время

1

Организационный момент

Главная страница

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

2 минуты

2

Усвоение новых знаний

Переход на слайд «Иллюстрация»

Работа с иллюстрацией. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией (работа в парах). Формулировка правила.

5 минут

3

Первичная проверка изученного

Переход по ссылке «Проверка»

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.

4 минуты

4

Закрепление изученного

Переход по ссылкам «Упражнения» и «Тест 1»

Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Работа с упражнениями и тестами пособия "Не с разными частями речи".

30 минут

5

Осмысление домашнего задания

 

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению

2 минуты

6

Подведение итогов урока, выставление оценок

 

Анализ, оценка знаний учащихся

2 минута

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы снова будем путешествовать вместе с частицей НЕ.

II. Усвоение новых знаний.

(Презентация 1. Слайды 3, 4)

Работа с иллюстрацией пособия. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией пособия (работа в парах). Формулировка правила.

Учащимся предлагаем рассмотреть рисунок и подсказать всаднику НЕ, в какой усадьбе ему будут рады. Работают ученики в парах, используя подсказки-гиперссылки (деревья, жильцы усадьбы). Слабые ученики могут найти соответствующие рисункам пункты правила, воспользовавшись учебником.

Проверка задания.

III. Первичная проверка изученного.

(Презентация 1. Слайды 5-12)

Работа над формулировкой правила. Анализ примеров, иллюстрирующих правило. Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.

IV. Закрепление изученного.

(Переход по ссылке «Упражнения» к презентации 2)

Упражнение 1. (Презентация 2. Слайды 1-5)

Спишите, раскрывая скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга

(не) выполненная работа —

(не) выспавшийся ребёнок —

(не) опубликованный очерк —

(не) состоявшееся выступление —

(не) греющее солнце —

(не) замерзающий ручей —

(не) выполненное задание —

(не) построенный дом —

(не) прочитанное письмо —

Упражнение 2. (Презентация 2. Слайды 6-10)

Спишите, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.

(не) скошенные травы —

(не) написанная сказка —

(не) распаханный луг —

(не) слыханная тишина —

(не) созданный прибор —

(не) изученный параграф —

(не) вырытая яма —

(не) посеянные цветы —

(не) обработанное поле —

Упражнение 3. (Презентация 2. Слайды 11-14)

Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт.

(Не) расцветающие, а ********* растения.

(Не) уменьшенный, а ********* числа.

(Не) собранные, а ********* игрушки.

(Не) затемнённая, а ********* сцена.

(Не) удаляющийся, а ********* поезд.

Упражнение 4. (Презентация 2. Слайды 15-17)

  • Раскройте скобки, объясните значение фразеологизма.

Делить шкуру (не) убитого медведя.

(Распределять между собой прибыль от предполагаемого, но ещё не осуществлённого дела, предприятия.)

  • Составьте и запишите с фразеологизмом предложение.

Упражнение 5. (Презентация 2. Слайды 18-19) Для того чтобы "собрать яблоки", необходимо навести курсор мыши на анимационную картинку "яблоко". Действие осуществляется при однократном щелчке левой кнопкой мыши.

(Распределение слов по группам.)

Соберите в корзинку под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить.

негодующий

недоумевающий

ненавидевший

невзлюбивший

незамерзающий

нераспустившийся

непроверяемые

некрашеный

нерассказанная

непогасший

Упражнение 6. (Презентация 2. Слайды 20-22)

От глагола (не) истовствовать образуйте действительное причастие прошедшего времени. Объясните условие выбора написания НЕ с глаголом и причастием.

(Неистовствовать

  1. Находиться в крайне возбуждённом душевном состоянии.
  2. Несдержанно проявлять свои чувства.)

Рассмотрите картины И.К.Айвазовского. Составьте предложение с причастием неистовствовавший.

Тест 1.

(Презентация 2. Слайды 23. Переход по ссылке «Тест») После того, как работа с тестом закончена, изменения в нём не сохраняются.

Ключ к тесту 1: 1—4, 2—2, 3—1, 4—2, 5—2.

V. Осмысление домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Словарь русского языка в четырёх томах/ Академия наук СССР (АН СССР), Институт русского языка АН СССР. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Русский язык,1987.
  2. Словарь морфем русского языка/ А.И.Кузнецова,Т.Ф.Ефремова. — М.: Русский язык,1986.
  3. Учебный этимологический словарь русского языка // Русский язык в школе, №1. — М.:1991. —С.112.
  4. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М : Издательство Московского университета,1992.
  5. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
  6. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба.— 24-е изд. — М.: Просвещение, 2002.
  7. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2007.
  8. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 7 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.
  9. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 7кл."/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. — М.:Дрофа, 2002.
  10. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя: Из опыта работы / Г.А.Богданова. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
  11. Изучение частиц на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы / Г.П.Соколова. — М.: Просвещение, 1988.