Цели. Составить схему памятку распознавания Именительного и Винительного падежей имен существительных первого склонения, развивать орфографическую зоркость, каллиграфически правильное письмо, внимание, наблюдательность.
Учебные материалы. Учебник “Русский язык. 3 класс” (автор А.В. Полякова), таблица-опора, рисунок принцессы Грамматики, фонограмма “Времена года”,П.И.Чайковский,рисунки с изображение зимней природы.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну, которой управляет принцесса Грамматика. Если вы будете внимательны и наблюдательны, то в конце работы сами сформулируете тему нашего урока. А вот и принцесса Грамматика, посмотрите, как она тепло одета. Она вам хочет сказать, что в ее страну, как и к нам пришла зима.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Назовите первый месяц зимы.
Дети. Декабрь.
Слово – декабрь– учащиеся записывают в тетрадь, ставят ударение, определяют орфограммы, отмечают, что написание слова нужно запомнить так, как оно словарное.
Учитель. Какие виды работы со словом вы предлагаете?
Дети. Произвести фонетический разбор слова, придумать группу однокоренных слов, разобрать слово по составу, произвести морфологический разбор слова, составить со словом словосочетания, составить предложения .
Учитель. Ребята, выберите тот вид работы со словом, который вам хочется .
Работа в группах.
Проверка работы.
Учитель. Принцесса Грамматика вами очень довольна и задает новое задание.
На доске слова: снежинка, синичка, мороз, солнце, ель.
Учитель. Прочитайте слова. Какая группировка возможна?
Дети. По склонению, по роду, по частям речи, по количеству букв, звуков, по орфограммам.
Учитель. Произведите ту группировку какая вам нравится.
Проверка работы.
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель. Принцесса Грамматика просит вас ей помочь.. Злая Фея заколдовала жителей ее страны и они перестали различать Именительный и Винительный падежи существительных первого склонения.
Давайте создадим схему-памятку для жителей страны и напомним им признаки каждого из этих падежей.
Именительный падеж.
|
Винительный падеж. Не начальная форма |
На доске схема с закрытыми понятиями. По мере рассуждения учитель открывает строчки таблицы. Для определения окончаний И.п. и В.п. учащиеся склоняют слова: земля, река, зима. Работа в группах. Проверка работы.
Чтение правила в учебнике.
4. Закрепление.
- Наблюдение за изменением окончаний в И.п. и В.п. Работа в группах.
Каждой группе выданы картинки предметов. Нужно поставить слово в И.п. и В.П. и обозначить окончания.
1-я группа. Слова: собака, кошка, лиса, улитка, черепаха.
2-я группа. Слова: мама, папа, сестра, бабушка, тетя.
3-я группа. Слова: ромашка, роза, кувшинка, лилия, фиалка.
Проверка работы. Вывод об окончаниях существительных в И.п. и В.п.
5. Физкультминутка.
Учитель. А сейчас мы немного отдохнем.
Посмотрите в окно, а теперь на эти чудесные рисунки с изображением зимы. Послушайте музыку П.И.Чайковского и представьте , что мы с вами попали в зимний сказочный лес.
Давайте пофантазируем, что вы видите вокруг.
Дети. Рассказывают зимние зарисовки.
6. Упражнение в употребление имен существительных в заданных падежах.
Учитель. Мы сейчас составим рассказ на тему Зимний лес, используя слова: зима, лес, снег, заяц, полянка, звери в И.п. и В.п.
Работа в группах. У каждой группы получился свой рассказ по теме.
Зимний лес.
Наступила снежная зима. Белые снежинки ложились на землю. Лесная полянка покрылась снегом. Робкий заяц выбежал на полянку. Звери встречали зиму в лесу. На елку прилетела синичка.
Учитель. Произведите синтаксический разбор предложений. Назовите имена существительные первого склонения в И.п. и В.п. Каким членом предложения являются имена существительные? Назовите окончания имен существительных в И.п. и В.п.
7. Итог урока. Как вы сформулируете тему урока?
8. Домашнее задание. Придумайте предложения с именами существительными в И.п. и В.п.