Использование компьютера на уроках немецкого языка в начальной школе. Презентация PowerPoint

Разделы: Иностранные языки


Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реального действия лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. При этом компьютерные игры не должны заменять обычные, а дополнять их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Главные направления использования возможностей ИКТ в начальной школе следующие:

  • формирование начальных навыков владения основными приемами мыслительной деятельности учащегося (анализ, синтез, классификация, систематизация понятий, предметов, явлений и т.д.);
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • развитие индивидуальных качеств учащегося (восприятие, внимание, зрительная память, творческое и логическое мышление, рациональность в планирование действий и т.д.);
  • формирование начальных навыков информационной грамотности(примитивное управление компьютером, первичное представление о компьютере как инструменте для расширения и развития возможностей человека);
  • развитие навыков межличностной коммуникации;
  • эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство);
  • экологическое воспитание (представление о мире, природе, моделирование окружающей действительности).

В настоящее время появилось большое количество всевозможных компьютерных игр, многие из которых ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В определенном смысле любую детскую компьютерную программу можно считать развивающей, поскольку она способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности. Наибольшего эффекта в развитии можно добиться, если специалисты будут комплексно разрабатывать специального вида игры, учитывая закономерности психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, законы эстетики, эргономики и соблюдать санитарно-гигиенические требования, ориентируясь на ограниченные возможности использования детьми сложных компьютерных средств.

Игровые программы можно разделить на два основных класса. Первый – игры закрытого типа, в которых в игровой форме детям предлагается решить одну или несколько явно заданных дидактических задач.

Другой большой класс по форме ИКТ – игры открытого типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, умения управлять игрой с создающимися изображениями, развития воображения, эмоционального и нравственного воспитания. В этих играх нет явно заданной цели; они являются инструментами для творчества, фантазии, самовыражения ребенка.

К информационно-коммуникационным технологиям открытого типа относятся:

  • различного рода графические редакторы, в том числе “рисовалки”, “раскрашки” и конструкторы;
  • простые текстовые редакторы для ввода редактирования, хранения и печати текста;
  • конструкторы сред с разнообразными функциональными возможностями, в том числе конструкторы сказок, совмещение возможности текстов, графики, анимация, звуковых эффектов;
  • игры, где цель и правила скрыты в сюжете самой игры или в способе управления ею, где ребенок должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что является ключом к достижению общего решения игровой задачи.

Необходимо заметить, что компьютерные игры можно по праву считать диагностическими, поскольку опытный педагог и психолог по способу решения компьютерных задач, по стилю и способу игровых действий сможет многое сказать о ребенке. Однако сейчас уже созданы специализированные компьютерные методики экспресс-диагностики различных систем детского организма, позволяющие достаточно быстро выявлять патологию, отклонение от нормы с целью направления таких детей на дальнейшее обследование или лечение в специализированные медицинские учреждения.

Компьютерные диагностические программы могут использоваться для:

  • выявление уровня общих умственных способностей детей (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, моторики, быстроты движения, творческих способностей и т.д.);
  • экспресс-диагностики утомления ребенка в процессе компьютерных занятий; определения уровня готовности к поступлению в детский сад, в школу;
  • ранней диагностики отклонения детей от нормального развития и т.д.

Соответственно можно (и это уже делается) создавать ИКТ и компьютерные технические средства для образования детей с ограниченными возможностями с целью коррекции, реабилитации детей с отклонениями либо ограничениями умственного и физического развития, с нарушениями развития речи, в том числе для слабовидящих, слабослышащих, аутичных и т.д. Такие компьютерные игры в сочетании с различного рода электронными и электромеханическими игрушками, связанными с компьютером, способствуют развитию у детей мускулатуры пальцев, различных групп мышц тела, рук и ног, глазодвигательной координации, вестибулярного аппарата и т.п.

Большое число наиболее известных и успешно используемых в начальном школьном образовании обучающих и развивающих НИТО игрового типа разработано фирмой КУДИЦ: Праздник каждый день, ТОРТ (Текстовая Обработка, Редактор, Тренажеры), Конструктор сказок, Путешествие в страну Букварию.

Другим перспективным разработчиком игровых НИТО является фирма “Никита”: Малыш, Кроссворды, Изучаем часы, Музыкальная шкатулка.

Новым шагом в образовательной практике начальной школы стали современные ИКТ на основе мультимедиа. Например, игры фирм “Новый Диск”, “Зареалье”, “Акелла”, “Кирилл и Мефодий”, “Бука”, “Компьюлин”, “EuroTalk Interactive”.

Прекрасными развивающими и познавательными возможностями на основе мультимедиа обладают игры, выполненные в виде так называемых квестов, где действием в игре управляет ребенок (он как бы управляет мультфильмом на экране). К таким играм относятся, например, серия игр про машину Путт-Путт и забавного Толстого медвежонка, про рыбку Фредди и Розовую пантеру и т.д.

Данные пособия помогут учителю в составлении авторским мультимедийных материалов, которые помогут в овладении учебного материала на более качественном уровне и с большим интересом учащихся.

Thema: Essen

(Приятного аппетита!)

Мультимедийная презентация из серии:

“Приключения любознательного Чемоданчика и его подружки Масяни”

2-й класс.

План урока:

Цель: Развитие умения коммуникативной деятельности учащихся.

Основные практические задачи:

  • Воспринимать новый материал с опорой на наглядность.
  • Учить высказываться о том, какие продукты предпочитаешь, любишь кушать.
  • Читать, слушать и осуществлять поиск определенной информации.
  • Прививать эстетическое отношение к еде (Человек есть то, что он ест!).

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение – CD проигрыватель, раздаточный материал.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Установочная беседа.
Речевая зарядка.
Слушают учителя, отвечают на вопросы (в т.ч.:Wie geht es dir?)
2. Актуализация знаний. Знакомство учащихся с целью урока. Презентация. Слайд 1, 2. Слушают учителя.
3. Фонетическая отработка.


 

Отработка навыков говорения, аудирования (вопрос-ответ): Что ты любишь делать? Что ты любишь кушать? (Was magst du?) Я люблю что-либо делать; я люблю что-либо кушать (Ich mag…).
Слайд 3, 4.
Читают вслух за учителем.

 

 

4. Изучение нового материала.


 

 

 

1. Введение грамматического материала. Слайд  5.

2. Отработка навыков произношения. Прослушивание диалога и монологов персонажей презентации (введение нового лексического материала) Слайд 6, 7, 8, 9, 10.

3. Отработка навыков произношения. Слайд 11, 12.

4. Игра "Rate mal" (Что растёт на Волшебном дереве?) Слайд 13.

Тренируются, используя опору на наглядность.

Слушают учителя (Масяню) и находят новую лексику на иллюстрации.

“Помогают” Чемоданчику ответить на вопрос: Was magst du?

Отвечают на вопрос Чемоданчика (называют предметы, изображенные на иллюстрации).

5. Закрепление. Работа с раздаточным материалом. Рассказывают самостоятельно о том, что любят кушать, используя раздаточный материал.
6. Контроль. Проверка знаний. Слайд 14.

 

Заполняют таблицу: “Скатерть самобранка” (просмотрев слайд должны изобразить на раздаточных “листах – самобранках” продукты, “зашифрованные” на слайде).
7. Домашнее задание. Объяснение учителя Заполнение кроссворда по теме: Essen (Приятного аппетита!)

Презентация урока (действие анимации на слайде – автоматически; смена слайдов – по щелчку; слайды №№ 11, 12, 14 после автоматического появления демонстрация слайда по щелчку).

Литература:

  1. Г.В.Яцковская, Н.П.Каменецкая. УМК для II класса школ с углубленным изучением немецкого языка. М.: Просвещение, 1992.