Цель урока: раскрыть представление об Антарктиде, установить особенности ее ГП, причины суровости климата, познакомить с особым статусом материка, с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды.
Задачи:
- Формировать целенаправленную познавательную деятельность, развивать мыслительные, информационные ОУУН в соответствии с индивидуальными возможностями уч-ся.
- Корригировать мышление, память, развивать связную устную речь через работу со статьей учебника.
- Развивать любознательность и формировать самостоятельность в познавательной деятельности.
Материалы: Учебник Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной “География 8 класс”. Физическая карта полушарий, физическая карта Антарктиды, глобус, портреты ученых и исследователей, информационно-техническое обеспечение (компьютер, экран для проецирования, проектор); презентация учителя “Антарктида”, карточки с терминами: айсберг.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: познавательная.
Виды деятельности учащихся:
– ответы на вопросы;
– беседа;
– физкультминутка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Рапорт дежурного по классу.
2) Проверка готовности к уроку.
II. Подведение итогов контрольной работы.
Учитель проводит анализ работ учащихся. Называются основные ошибки и
разбираются.
Отмечаются лучшие работы, выставляются отметки.
III. Изучение нового материала.
1) Сообщение темы и цели урока учащимся. Чтение стихотворения.
Таинственный полярный материк…
Угрюмо айсберги подходы сторожат
К его ледовой, неприветной кромке,
Здесь в ночь полярную и звезды не горят,
Задутые густой поземкой.
В горах тут труден и опасен путь:
Испробуй-ка нехватку кислорода,
Когда обрушится снегов крутая муть
И зверем завывает непогода!
(И. Ландо)
2) Вопросы к детям:
– О каком материке пойдет речь на уроке?
Просмотр слайдов. (Приложение 1.)
3) Запись в тетрадь темы урока, нового географического понятия: айсберг.
4) Актуализация знаний учащихся. Работа с глобусом и картой.
Задание 1.
– Найдите на карте полушарий самый южный материк.
Задание 2.
– Найдите на глобусе самый южный материк.
Задание 3.
– Сравните его размеры с Австралией.
Задание 4.
– Почему этот материк на картах белого цвета?
5) Объяснение учителя.
Антарктидой называют материк, лежащий в районе Южного полюса Земли. Полярные области северного полушария называют Арктикой, а районы противоположные им называют Антарктикой. Антарктика включает в себя материк Антарктиду и океаны ее омывающие, с островами.
6) Работа с физической картой Антарктика.
7) Чтение учащимися статьи из учебника – 1, 2, 3 абзац с анализом (стр. 88)
8) Самостоятельная работа уч-ся:
– используя план описания ГП (пункт 1), карты атласа, дайте описание ГП Антарктиды.
Работа учащихся с учебником стр.88, запись в тетрадь. (Приложение 2.)
Индивидуальная работа: учащиеся 3 группы – под контролем учителя, учащиеся 1–2 гр. работают самостоятельно.
9) Физкультминутка.
III. Закрепление.
1) Вопросы к уч-ся.
– О чем говорим сегодня на уроке? Кто и когда открыл Антарктиду? Кто первым достиг Южного полюса?
2) Задание на доске. Дополни предложения.
Области обоих полюсов покрыты вечным ________.
Однако на северном полюсе – это замерзшие воды
_________________________________океана.
На Южном полюсе лед покрывает землю материка __________________________.
IV. Подведение итогов.
1) Вопросы к уч-ся.
– Назовите тему урока.
– О чем сегодня говорили?
– Что означает в переводе Антарктида?
– Кто первым достиг Южного полюса?
2) Выставление оценок уч-ся.
3) Домашнее задание. География 8 класс, стр. 88–89, уч-ся 1-й и 2-й группы – читать, пересказывать.
Уч-ся 3 гр. – читать, отвечать на вопросы в конце текста.