Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели:
- Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи с историей. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
- Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
- Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.
Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка цели урока:
Слайд 1. Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед
МХК: Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.
3. Слайд 2. Тема урока: « Архитектурный облик Древней Руси».
- У вас на партах находится сканкарта, которую вы должны заполнять по ходу урока, пользуясь ей, в конце урока вы будете выполнять проверочную работу. Обратите внимание на карту. Первую колонку вы начнёте заполнять уже сейчас (Приложение 1).
- Вспомним особенности византийской архитектуры.
- Каковы её характерные черты. Начнем с внешнего облика:
- Все храмы были ориентированы на восток (пояснить, почему).
- Отличались простотой плана, внешний вид спокойствием и строгостью.
- Базилика (вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части (нефы), которая позднее сменилась крестово-купольным храмом (в плане форма креста с куполом в центре).
- На востоке к основному прямоугольному объёму примыкает полукруглая ниша (апсида) с расположенным в ней алтарём.
- К входу на западе примыкает двор (атриум).
- Суровая гладкость мощных стен, отсутствие декоративных деталей в оформлении фасадов.
- Редкие узкие окна.
- Колонны, соединенные волнистыми аркадами, создающие впечатление ритмичного движения.
- Прежде чем мы назовём особенности внутреннего убранства, вспомним, что было между внешним и внутренним обликом, это важная особенность
(Контраст между внешним и внутренним обликом) – поясните.
- Роскошь интерьера (мозаики, фрески, иконы, росписи на стенах, роскошные предметы декоративно-прикладного искусства)
- Что хотели выразить византийские архитекторы в строительстве? (Hепостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной).
- А теперь отложите на время свои карты в сторону. Передаётся слово учителю истории.
История:
- История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их.
- Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?
Под влиянием какого исторического события это произошло?
В каком году произошло крещение Руси?
При каком князе это произошло? Каковы причины христианизации Руси?
Каково значение христианизации для Древнерусского государства?
- Но сегодня наша основная задача – рассмотреть особенности древнерусской архитектуры. В этом вам помогут документы, которые вы видите у себя на партах. Также вы услышите выступления докладчиков по теме урока.
МХК: Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по сохранившимся каменным постройкам. Как вы думаете, почему? (многочисленные пожары уничтожили многие памятники деревянного зодчества), несмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. Рассмотрим архитектурные особенности одного из памятников деревянного зодчества - Десятинной церкви. 3 февраля 1005 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета предусматривалось около 90 миллионов гривен (18 млн долларов). В настоящий момент место, где ранее стояла церковь, огорожено и превращено в строительную площадку. На ней проводятся археологические раскопки, деньги на которые государство так и не выделило. Проводятся раскопки с помощью энтузиастов и студентов-историков киевских вузов. Строительство нового храма откладывается на неопределённый срок.
История.
- Обратите внимание на документы. Это, во-первых, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Николая Ивановича Костомарова, хрестоматия по истории России, энциклопедия «История России и её ближайших соседей». (Приложение 2). Ответьте на вопросы:
- При каком князе была построена Десятинная церковь? Объясните название. Сообщение о данном памятнике архитектуры.
МХК. Работа с учебником. С.135. Задание: прочитав описание Преображенской церкви на острове Кижи (из книги А.В. Ополовникова и Г.С. Островского «Русь деревянная») выделите особенности деревянного зодчества Древней Руси.
- Параллельно с деревянным зодчеством развивалось и каменное строительство, которое приобрело особый размах на Руси в связи с ростом городов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми шедеврами каменного строительства. Архитектурный шедевр, с которым мы познакомимся первым – Собор Святой Софии в городе Киеве.
История. Работа с документом: При каком князе был построен собор? В память о каком историческом событии был создан этот памятник? Собор Святой Софии.
МХК. Вопросы: Какие византийские традиции сохранились в архитектурном облике Собора? Что тебе показалось наиболее интересным при подготовке сообщения?
- Следующий памятник архитектуры – Софийский собор в Новгороде.
История. Документ: При каком князе началось строительство храма? Какую роль играл собор в Новгороде? Сообщение ученика.
МХК. Работа с учебником. С.127: прочитайте как описывают характерные особенности новгородской архитектуры искусствовед И.Э. Грабарь и поэт В.А.Рождественский. Какие особенности архитектуры вы могли бы выделить? Следующий памятник архитектуры – Успенский собор в городе Владимире.
История. Работа с документом: при каком князе велось строительство собора? Какова роль этого строительства?
МХК. Вопрос: Заметил ли ты особенность собора? (Aжурная лента).
- Следующий храм считается гордостью русского зодчества – это храм Покрова Богородицы на реке Нерли.
История. Работа с учебником истории. С.137. Найдите сведения о князе, при котором строился храм. Кому он был посвящён? Сообщение ученика.
МХК. Работа с учебником. С.130. Прочтите стихотворение Н. Коржавина, какая особенность древнерусской архитектуры в нём отображена? И в заверщении давайте поговорим о главном соборе России – Успенском соборе в Москве.
История. Документ: При каком князе велось строительство? Какую роль должен был играть собор? Сообщение ученика.
История. Связь с жизнью: на слайде – купюры России и Украины. Какие князья и памятники архитектуры расположены на этих денежных знаках?
4. Итог урока.
Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвёл на Вас наибольшее впечатление?
А вот как выразил своё отношение к зодчим Древней Руси поэт В.А.Рождественский в стихотворении «Зодчество». Ученик читает наизусть стихотворение.
5. Проверочная работа (проверка знаний – заполнение сравнительной таблицы по типу ЕГЭ).
«Архитектурные особенности Византии и Древней Руси»
Общее |
|
|
|
Различное |
|
Византия |
Древняя Русь |
|
|
6. Оценивание работы учащихся на уроке.