Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с понятиями простые механизмы, рычаг и условием равновесия рычага.
- Воспитательные: воспитание внимательности, самостоятельности в учебной деятельности.
- Развивающие: формирование внутренней мотивации в учебно-познавательной деятельности.
Ход урока
I. Этап «настраивания контакта».
Когда-то Архимед воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю». Я же прошу вашего внимания, и, очень надеюсь, что вы поймёте, как Архимед хотел это сделать.
Перед вами на столах лежит технологическая карта урока (Приложение), с которой мы сегодня будем работать.
II. Мотивационный этап.
Многие полагают, чтобы найти что-нибудь необыкновенное, надо отправиться очень далеко, лучше всего в космос. В обыденной жизни вокруг нас всё хорошо известно, и ничего интересного нет. Какое заблуждение! Мы окружены загадочными явлениями, но не задумываемся над ними, потому что они привычны. Ну вот, например:
- качели (слайд 2). На них взрослый человек может запросто уравновесить ребёнка.
- смотрите – это ножницы для бумаги, а это по металлу. Обратите внимание – у них разная форма;
- а гайку отвернуть, каким ключом легче - с длинной ручкой или с короткой?
- великий путешественник, наш современник, Тур Хейердал, посетив остров Пасхи в Тихом океане, с изумлением обнаружил, что когда-то жители этого благодатнейшего острова с обилием тепла и пищи занимались престранным делом: вытёсывали огромных каменных истуканов и ставили их вертикально по всему острову (слайд 3). Всего этих истуканов было 600. Высота каждого из них 22 метра, а вес 1 млн тонн. Особенно Хейердала поразила трёхтонная шляпа на одном из них. Как людям древности удавалось это сделать?
- Я думаю, что вы тоже знаете знаменитые великие сооружения древности, которые были построены без современной техники. Какие? (слайд 4).Конечно же, это знаменитые египетские пирамиды. Три тысячи лет назад в Древнем Египте передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты. Как это происходило?
На некоторые из этих вопросов мы сможем ответить уже сегодня в конце урока.
Актуализация знаний.
Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, мы должны воспользоваться ранее приобретёнными знаниями. А для этого должны повторить некоторые физические понятия, которые нам на уроке пригодятся.
- Что такое сила?
- Какие виды сил (взаимодействий) вы знаете?
- От чего зависит результат действия силы?
- Как определить кратчайшее расстояние между точкой и прямой?
- Дайте ответы на предложенные тестовые вопросы с использованием комплекта сигнальных карточек.
Тест с использованием мультимедийной презентации (слайд 6)
- Как называется сила притяжения к Земле?
А. Сила тяжести.
Б. Вес.
В. Сила упругости.
Г. Сила трения. - По какой формуле определяется сила тяжести?
А. m = ρV
Б. S = Vt
В. F = mg
Г. V = abc - На столе лежит книга. Как называется сила, с которой книга действует на стол?
А. Сила тяжести.
Б. Вес.
В. Сила упругости.
Г. Сила трения. - Какой буквой обозначается вес тела?
А. P
Б. V
В. m
Г. S - В каких единицах измеряется сила?
А. м3
Б. кг
В. Н
Г. Л - Какая из перечисленных физических величин является векторной?
А. масса
Б. объём
В. сила
Г. Температура - Чему приблизительно равна сила тяжести, действующая на тело массой 200 кг, находящееся на Земле?
А. 2000 H
Б. 200 Н
В. 20 Н
Г. 10 Н
- Что же такое сила?
- От чего зависит результат действия силы?
III. Деятельностный и диагностический этапы.
Изучение нового материала.
Человек – существо разумное. Именно разум всегда давал ему возможность создавать приспособления, делавшие его сильнее или быстрее зверя, жить в условиях, в которых он без этих вещей не мог бы выжить. Эти приспособления служили для преобразования силы, то есть с их помощью можно было получить выигрыш в силе. Что это значит? Идёте вы по дороге. Впереди огромный камень. Обойти его нельзя. Надо сдвинуть с дороги. Что сделаете?
Используя палку, и прикладывая к ней силу, меньшую, чем вес камня, мы получаем силу в несколько раз больше приложенной. Таким образом, мы используем простой механизм. В данном случае – рычаг.
Итак, тема урока: «Простые механизмы. Рычаг» (слайд 6)
Основная цель урока – выяснить, что такое простые механизмы и более подробно познакомиться с одним из них – рычагом. Познакомиться с условием равновесия рычага.
Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы (слайд 7)
В подавляющем большинстве случаев простые механизмы используются, чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить силу, действующую на тело в несколько раз.
-Может быть, вы сами можете привести примеры простых механизмов? (слайд 8, 9, 10)
Хорошо знаком вам из собственного опыта и такой простой механизм, как наклонная плоскость и его разновидности: клин и винт (слайд 11). Топор представляет собой, например, совокупность двух простых механизмов: рычага и клина.
Давайте подробнее поговорим о рычаге.
Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (слайд 12).
Чем он характеризуется? (слайд 13)
- Точка опоры. Это единственная неподвижная точка на рычаге. Ось, которая проходит через точку опоры, называется осью вращения.
- Точка приложения сил.
- Плечи сил.
Плечо силы – это перпендикуляр, проведённый из точки опоры на линию действия силы (слайд 14).
Задание (слайд 15):
- Давайте рассмотрим рисунок слайда 15 и определим плечи приложенных сил.
- Самостоятельно, используя технологическую карту урока, определите плечи сил на рисунках (слайд 16). А теперь проверим, используя презентацию к уроку.
- Что может происходить с рычагом под действием сил?
а) вращаться по или против часовой стрелки;
б) находиться в равновесии.
Вот сейчас мы с вами выясним, при каком условии рычаг будет находиться в равновесии (работа в парах с рычагами и наборами грузов, по ходу выполнения задания заполняется таблица в технологической карте).
- покажите на рычаге точку опоры;
- подвесьте на левой части рычага два груза на расстоянии 10 см от точки опоры;
- с какой силой они будут воздействовать на рычаг?
- с правой стороны подвесьте один груз так, чтобы рычаг уравновесился;
- аналогично подвесьте справа четыре груза.
Обратите внимание: мы с помощью меньшей силы можем уравновесить большую, то есть получить выигрыш в силе.
Как называется такая зависимость в математике?
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
F1/F2 = l2/l1 (слайд 17)
Вывод: с помощью меньшей силы можно уравновесить большую. Во сколько раз одна сила больше другой, во столько же раз плечо меньшей силы должно быть больше плеча большей.
Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.
- Исходя из условия равновесия рычага, объясните, почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удалённому от оси вращения двери? Ведь дверь – это рычаг. Давайте рассмотрим, где у двери ось вращения? (Увеличивая плечо силы, уменьшаем силу воздействия на дверь)
- Куда должен на качелях сесть взрослый, чтобы уравновесить ребёнка?
- Почему ножницы по металлу имеют длинные ручки?
Итак: давайте подведём итог нашему уроку.
Обратите внимание, в предложенном вам технологической карте есть шесть незаконченных предложений. Закончите, пожалуйста, предложенные фразы. (Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).
Условие равновесия рычага было открыто Архимедом (слайд 18). Вы уже знакомы с некоторыми из открытий этого учёного. Достоверные факты и многочисленные легенды говорят о том, что Архимед изобрёл немало интересных машин и приспособлений.
Например, известен такой факт: царь Гиерон приказал построить огромный корабль «Сиракосия» (слайд 19). Но он был так тяжёл, что множество воинов не смогли даже сдвинуть его с места. Тогда Архимед сконструировал механизм, который позволил это сделать одному человеку. Царь сам спустил корабль на воду и в восторге закричал: «Отныне, чтобы не сказал наш великий Архимед, мы всё будем считать истинным»
А ещё говорят, что Архимед, открыв условие равновесия рычага, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!». Преувеличил, конечно. А вот на вопрос, почему такой рычаг невозможен, вы дадите ответ на следующем уроке.
IV. Этап осмысления деятельности.
Выразите своё отношение к уроку одним из следующих рисунков (слайд 20).
Домашнее задание: §§ 55,56. Дать ответ на вопрос, предложенный в конспекте урока.