Сложные слова. УМК "Система Занкова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Класс: 3.

Автор учебника: А.В.Полякова.

Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  1. логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;
  2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
  3. воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь за парты.

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.

Учитель: Скажите, какое сейчас время года?

Ученики: Осень (Слайд 2)

Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?

Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

Ученики: Сентябрь.

Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд 3)

Учитель:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Ученики: Октябрь (Слайд 3).

Учитель:

Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Ученики:Ноябрь (Слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?

Ученики:Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.

Учитель: Разбираем. Проверяем. (Слайд 3)

Учитель: Что вам известно об окончании?

Учитель: Что такое основа слова?

Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?

Ученики:

  1. «сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .
  2. «октябрь», потому что начинается на гласную букву.
  3. «ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.

Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки. А пока девочки делают фонетический разбор на карточках, мы вместе устно выполним фонетический разбор слова «ноябрь».

Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.

Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5) Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.

Учитель: Октябрь называли «листопадом».(Слайд 6) Почему?У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.

Учитель: А ноябрь получил название «грудень».(Слайд 7). Как вы думаете, почему?

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.

Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений)

Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и скажите, почему именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд 10).

Ученики:Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие листьев радует глаз.

 «Унылая пора, очей очарованье…»
А.С.Пушкин

Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.

И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!

Учитель: Какие слова из текста можно объединить в группу?

Ученики:Летят, пролетели, улетели(Слайд 12).

Учитель: По какому признаку?

Ученики:Слова являются однокоренными.

Учитель: Почему слова являются однокоренными?

Ученики: Одинаковый корень.

Учитель: Что такое корень?

Ученики:Корень – это общая часть родственных слов.

Учитель: Почему не назвали слово «летит».

Ученики:«летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».

Учитель: Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.

Учитель: Первое слово

Ученики: Летят (Слайд 12).

Учитель: Второе слово.

Ученики: Пролетели (Слайд 12).

Учитель: Третье слово.

Ученики: Улетает (Слайд 12).

Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?

Ученики: Приставочно-суффиксальный (Слайд 12).

Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?

Ученики: Приставочный и суффиксальный.

Индивидуальная работа.

Учитель: Подберите ещё 3 однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:

  • I вариант - приставочный способ образования. (Слайд 13)
  • II вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд 13)

Учитель: Обоснуйте подбор слов.

Учитель: Составьте алгоритм разбора слов по составу.

Ученики:Окончание, основа, корень, приставка, суффикс(На слайде 14 составляется схема)

III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.

Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.

Хмурень

листопад

грудень

(Слайд 15)

Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.

Ученики: Листопад.

Учитель: Чем оно отличается от остальных?

Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».

Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.

Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.

Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа с учебником.

Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171. Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, а Дима идёт к доске. Записываем:  Лес, степь - лесостепь.

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?

Учитель: Назови основу первого слова?

Ученик:Лес. Выделили её.

Учитель: Назови основу слова «степь»?

Ученик: Степь. Выделили её.

Учитель: Какая буква соединила эти две основы?

Ученик:Буква «о».

Учитель: Эта буква так и называется – соединительная гласная.

Учитель: Какое слово образовалось?

Ученик: Лесостепь.

Учитель: Такие слова называются «сложными».

лес, парк – лесопарк
лес, тундра – лесотундра
птица, ферма – птицеферма
корень, плод – корнеплод

Учитель: Прочитаем правило на странице 92.

Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд 17)

2. Следующее упражнение № 172.

Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ?

Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?

Ученики:Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд 17)

Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе?

Ученики:Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд 18)

Учитель: Разберите его.

Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Игра «Образуй сложное слово».

Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.

Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз. (Слайд 19)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.

Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.

Ученики:

  • заводь (Слайд 20)
  • водоворот (Слайд 20)
  • паводок (Слайд 20)
  • водолаз (Слайд 20)

Учитель: С каким словом связаны все эти слова?

Ученики: Вода. (Слайд 20)

Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья?

Ученики:Берёзы. (Слайд 20)

Учитель: Посмотрим, что получилось у 2 варианта?

Ученики:

  • водитель (Слайд 21)
  • поводок (Слайд 21)
  • экскурсовод (Слайд 21)
  • счетовод (Слайд 21)

Учитель: С каким словом связаны все эти слова?

Ученики:Водить. (Слайд 21)

Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?

Ученики:Клёна. (Слайд 21).

Учитель: А теперь, каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по составу. (Слайд 22)

Учитель: Какие слова выписал 1 вариант?

Ученики: Водоворот (Слайд 22) Водолаз. (Слайд 22)

Учитель: Как разобрали?

Учитель: Какие слова выписал 2 вариант?

Ученики:Экскурсовод (Слайд 22) Счетовод. (Слайд 22)

Учитель: Как разобрали?

1 вариант. (Слайд)

Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

заводь

Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение.

водоворот

Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда.

паводок

Специалист, занимающийся подводными работами.

водолаз

2 вариант. (Слайд)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.

счетовод

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание).

Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.

Фамилия и имя: ________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.

Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.

Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад

 

Фамилия и имя:__________________________

2 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.

Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Фамилия и имя: ____________________________________

3 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

В горах
________________ поднимал тысячи брызг. В лесу на склонах гор было очень красиво. Осенью наш класс отправился в горы. Всех поразила красота горной речки. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. ________________ усыпал землю пёстрым ковром. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Учитель: Проверьте выполнение задания. (Слайд 25)

VIII. Рефлексия.

Учитель: Какова же была цель нашего урока?

Учитель: Достигли ли мы её?

Учитель: Были ли у вас затруднения?

Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?

Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?

Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).

Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд 27).