Класс: 3.
Автор учебника: А.В.Полякова.
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.
Задачи урока:
- логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;
- развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь за парты.
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Ученики: Сентябрь.
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд 3)
Учитель:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ученики: Октябрь (Слайд 3).
Учитель:
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ученики:Ноябрь (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?
Ученики:Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.
Учитель: Разбираем. Проверяем. (Слайд 3)
Учитель: Что вам известно об окончании?
Учитель: Что такое основа слова?
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?
Ученики:
- «сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .
- «октябрь», потому что начинается на гласную букву.
- «ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки. А пока девочки делают фонетический разбор на карточках, мы вместе устно выполним фонетический разбор слова «ноябрь».
Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5) Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом».(Слайд 6) Почему?У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель: А ноябрь получил название «грудень».(Слайд 7). Как вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений)
Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и скажите, почему именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд 10).
Ученики:Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие листьев радует глаз.
«Унылая пора, очей очарованье…»
А.С.Пушкин
Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
Учитель: Какие слова из текста можно объединить в группу?
Ученики:Летят, пролетели, улетели(Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?
Ученики:Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики:Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
Ученики:«летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят (Слайд 12).
Учитель: Второе слово.
Ученики: Пролетели (Слайд 12).
Учитель: Третье слово.
Ученики: Улетает (Слайд 12).
Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
Ученики: Приставочно-суффиксальный (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?
Ученики: Приставочный и суффиксальный.
Индивидуальная работа.
Учитель: Подберите ещё 3 однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:
- I вариант - приставочный способ образования. (Слайд 13)
- II вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд 13)
Учитель: Обоснуйте подбор слов.
Учитель: Составьте алгоритм разбора слов по составу.
Ученики:Окончание, основа, корень, приставка, суффикс(На слайде 14 составляется схема)
III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.
Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.
Хмурень
листопад
грудень
(Слайд 15)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад.
Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.
Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171. Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, а Дима идёт к доске. Записываем: Лес, степь - лесостепь.
Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик:Лес. Выделили её.
Учитель: Назови основу слова «степь»?
Ученик: Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик:Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется – соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».
лес, парк – лесопарк
лес, тундра – лесотундра
птица, ферма – птицеферма
корень, плод – корнеплод
Учитель: Прочитаем правило на странице 92.
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд 17)
2. Следующее упражнение № 172.
Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ?
Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики:Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе?
Ученики:Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд 18)
Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Игра «Образуй сложное слово».
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
Физминутка для глаз. (Слайд 19)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель: В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.
Ученики:
- заводь (Слайд 20)
- водоворот (Слайд 20)
- паводок (Слайд 20)
- водолаз (Слайд 20)
Учитель: С каким словом связаны все эти слова?
Ученики: Вода. (Слайд 20)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья?
Ученики:Берёзы. (Слайд 20)
Учитель: Посмотрим, что получилось у 2 варианта?
Ученики:
- водитель (Слайд 21)
- поводок (Слайд 21)
- экскурсовод (Слайд 21)
- счетовод (Слайд 21)
Учитель: С каким словом связаны все эти слова?
Ученики:Водить. (Слайд 21)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?
Ученики:Клёна. (Слайд 21).
Учитель: А теперь, каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по составу. (Слайд 22)
Учитель: Какие слова выписал 1 вариант?
Ученики: Водоворот (Слайд 22) Водолаз. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?
Учитель: Какие слова выписал 2 вариант?
Ученики:Экскурсовод (Слайд 22) Счетовод. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?
1 вариант. (Слайд)
Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. |
заводь |
Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение. |
водоворот |
Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда. |
паводок |
Специалист, занимающийся подводными работами. |
водолаз |
2 вариант. (Слайд)
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством. | водитель |
Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак. |
поводок |
Специалист, дающий пояснения экскурсантам. |
экскурсовод |
Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам. |
счетовод |
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.
Фамилия и имя: ________________________
1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________. Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад |
|
Фамилия и имя:__________________________ В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________. Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать). |
Фамилия и имя: ____________________________________ 3 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке. В горах Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать). |
Учитель: Проверьте выполнение задания. (Слайд 25)
VIII. Рефлексия.
Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд 27).