Цель:
- научить измерять и строить углы с помощью транспортира;
- закрепить свойства биссектрисы;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление.
- эстетически развивать ребенка.
Оборудование: презентация, таблицы, наборы углов, калька.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте дети! Сегодня на уроке бобер Сеня будет помогать изучать нам новый материал. Мы должны будем научиться измерять и строить углы. Повторим свойства углов. Закрепим эти свойства при решении задач. Вместе с Сеней я желаю вам успеха в приобретении новых знаний.
2. Работа с классом.
Ответьте на вопросы:
- С какой геометрической фигурой мы познакомились с вами на прошлом уроке?
- Что такое угол?
- Как называется точка, из которой выходят лучи?
- Что называется сторонами угла?
- Какие два угла называются равными? (Слайд №1)
3. Проверьте, являются ли равными углы, которые лежат у вас на столе.
(Из набора углов, лежащих на столе, определяют равные с помощью наложения.)
4. Объяснение нового материала.
Не всегда удобно определять равенство углов с помощью наложения. Как можно определить равенство другим путем?
Нужно научиться измерять углы, для этого нужен особый прибор.
(Слайд №2)
- Для измерения углов служит прибор, который называется транспортир. Начнем его рассматривать. Он имеет шкалу, которая представляет собой полуокружность, разделенную на 180 равных частей. (слайд №3)
За единицу измерения используют один градус 1°. Эту величину можно получить, если разделить полуокружность на 180 равных частей. Угол, образованный двумя лучами соединяющих два соседних деления и центр окружности и будет 1°.
Начертите на кальке развернутый угол. Как вы думаете, какая его градусная мера? Как получить прямой угол? (перегибанием). Какой угол острый? Тупой? Их градусная мера?
Рис. 1
- Карточка заданий №1
- Как построить угол заданной градусной меры? Постройте угол ВАС равный 40°, пользуясь алгоритмом. (Слайд №6)
Алгоритм построения углов.
- Отметьте произвольную точку и обозначьте её буквой А.
- Начертите луч с началом в точке А и на нем отметьте произвольную точку В. Получили луч АВ.
- Наложите транспортир так, чтобы центр его совпал с точкой А, а луч АВ прошел через начало отсчета на шкале.
- На этой же шкале транспортира найдите штрих, который соответствует 40°. Отметьте на чертеже точку С против штриха с отметкой 40°.
- Проведи луч АС. Построенный угол ВАС есть искомый.
- Запиши <ВАС=40°.
- Начертите углы <MKD =110°, < F=54°.
- С помощью перегибания листа бумаги получите две прямые, которые пересекаются под углом а) 90°, б) 45°. Как называется последний луч?
Сказка о мышонке.
Садись поудобнее, дружок, я расскажу тебе сказку. (Слайды 7-12)
Однажды мышонок вылез из норки и собрался к ручейку. Веселый и довольный он уже было отправился в путь, но тут увидел кругом лисьи норки. Испугался мышонок отправляться в путь самостоятельно и попросил он змею, зайца, крота и барсука протоптать тропинку к ручью. «Только помните, -сказал он друзьям,- она должна идти по биссектрисе, иначе не избежать попадания в лисьи лапы».
Кто из зверей правильно помог мышонку? Почему первые три линии не являются биссектрисой. Что называется биссектрисой?
Реши задачи (слайд№13,14)
Рис. 3
- Дан угол <АMK, луч МD – биссектриса
Найдите
а) <DMK, если <АMK=40°;130°.
б) <АMK, если <DMK=70°; 24°.
- Найдите <ВМС, если <ВМD=28°, а <СМD=56°
- Найдите <DМС, если <DМС в три раза больше <ВМD, а угол <ВМС=96°
Сформулируйте свойство луча, проходящего между сторонами угла.
Самостоятельная работа
Постройте угол 120° и угол 50° и проведите его биссектрису.
5. Итог урока
а) Каким инструментом измеряют углы?
б) Что такое градус?
в) Какой луч называют биссектрисой?
Задание на дом
Дополните чертеж, чтобы выполнялось условие