Цели занятия:
Образовательные:
- дать представление об эффективных способах ввода данных в таблицу MS Excel;
- сформировать понятия относительного и абсолютного адреса ячейки;
- совершенствовать навыки работы в программе MS Excel.
Развивающие:
- развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
- развитие познавательного интереса;
- формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний.
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
- привитие навыков самостоятельной работы.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование:
- Интерактивная доска, проектор.
- Компьютеры IBM PC, локальная сеть.
- Демонстрационные файлы.
- Раздаточный материал.
Ход занятия
I. Организационный момент (1 мин).
Проверка отсутствующих, настрой на работу
II. Актуализация, закрепление ранее изученного (10 мин).
Фронтальный опрос по вопросам:
- Что такое электронные таблицы (табличный процессор) и каково их назначение?
- Назовите основные элементы ЭТ.
- На слайде презентации (Приложение 1) представлены элементы ЭТ. Составьте логическую цепочку и объясните ее.
- Как задается адрес ячейки?
- На слайде презентации записаны адреса ячеек. Какие из них записаны неверно?
- Какие типы данных можно вводить в ячейки электронной таблицы?
III. Изучение нового материала (45 мин).
Преподаватель объявляет тему занятия “Эффективные способы ввода данных”, обращает внимание на то, что эффективные (рациональные) способы ввода данных позволяют быстро, легко и эффективно, а также с меньшей вероятностью ошибок вводить данные в ячейки таблицы.
Преподаватель демонстрирует слайды презентации (Приложение 1) и показывает основные приемы работы на листе “Эффективные способы ввода” файла Приложения 2. Студенты работают с этим же файлом через Общий ресурс учебной сети ОАТК и с раздаточным материалом (Приложение 3) в виде опорного конспекта, который по ходу занятия должны заполнить.
Преподаватель показывает примеры заполнения последовательностей на интерактивной доске, студенты выполняют эти задания на своих компьютерах и делают записи в конспектах.
Переходим на лист “Формулы”. Выясняем, в какой ячейке записана формула. Как программа воспринимает запись в ячейке B1? Вводится понятие относительного адреса, принципа относительной адресации, следствия принципа относительной адресации.
Рассматриваем практическое использование принципа относительной адресации при решении задач. Решаем задачу на листе “Продажи”. Делаем вывод о возможности копирования формулы, т.к. относительный адрес модифицируется.
Переходим на лист “Продажи 2”. Какая формула в ячейке Е3? Попробуем ее скопировать. Делаем вывод о том, что принцип относительной адресации иногда мешает рационально создать ЭТ. В этом случае используют прием “заморозки” адреса ячейки. Вводятся понятия абсолютных и смешанных адресов.
IV. Закрепление изученного материала (30 мин).
Задача 3. Создать электронную таблицу расчета оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика за год.
Рис. 1
Задача 4. На окраску 1 м2 площади трубопровода требуется 5 кг краски. Составить таблицу расхода краски на трубы диаметром 0,125; 0,25; 0,375…1,25 м и длиной 20; 25; 30…70 м.
V. Подведение итогов. Домашнее задание (4 мин)