Эффективные способы ввода данных. Относительная и абсолютная адресация

Разделы: Информатика


Цели занятия:

Образовательные:

  • дать представление об эффективных способах ввода данных в таблицу MS Excel;
  • сформировать понятия относительного и абсолютного адреса ячейки;
  • совершенствовать навыки работы в программе MS Excel.

Развивающие:

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
  • развитие познавательного интереса;
  • формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
  • привитие навыков самостоятельной работы.

Тип занятия: комбинированное.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, проектор.
  2. Компьютеры IBM PC, локальная сеть.
  3. Демонстрационные файлы.
  4. Раздаточный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент (1 мин).

Проверка отсутствующих, настрой на работу

II. Актуализация, закрепление ранее изученного (10 мин).

Фронтальный опрос по вопросам:

  • Что такое электронные таблицы (табличный процессор) и каково их назначение?
  • Назовите основные элементы ЭТ.
  • На слайде презентации (Приложение 1) представлены элементы ЭТ. Составьте логическую цепочку и объясните ее.
  • Как задается адрес ячейки?
  • На слайде презентации записаны адреса ячеек. Какие из них записаны неверно?
  • Какие типы данных можно вводить в ячейки электронной таблицы?

III. Изучение нового материала (45 мин).

Преподаватель объявляет тему занятия “Эффективные способы ввода данных”, обращает внимание на то, что эффективные (рациональные) способы ввода данных позволяют быстро, легко и эффективно, а также с меньшей вероятностью ошибок вводить данные в ячейки таблицы.

Преподаватель демонстрирует слайды презентации (Приложение 1) и показывает основные приемы работы на листе “Эффективные способы ввода” файла Приложения 2. Студенты работают с этим же файлом через Общий ресурс учебной сети ОАТК и с раздаточным материалом (Приложение 3) в виде опорного конспекта, который по ходу занятия должны заполнить.

Преподаватель показывает примеры заполнения последовательностей на интерактивной доске, студенты выполняют эти задания на своих компьютерах и делают записи в конспектах.

Переходим на лист “Формулы”. Выясняем, в какой ячейке записана формула. Как программа воспринимает запись в ячейке B1? Вводится понятие относительного адреса, принципа относительной адресации, следствия принципа относительной адресации.

Рассматриваем практическое использование принципа относительной адресации при решении задач. Решаем задачу на листе “Продажи”. Делаем вывод о возможности копирования формулы, т.к. относительный адрес модифицируется.

Переходим на лист “Продажи 2”. Какая формула в ячейке Е3? Попробуем ее скопировать. Делаем вывод о том, что принцип относительной адресации иногда мешает рационально создать ЭТ. В этом случае используют прием “заморозки” адреса ячейки. Вводятся понятия абсолютных и смешанных адресов.

IV. Закрепление изученного материала (30 мин).

Задача 3. Создать электронную таблицу расчета оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика за год.


Рис. 1

Задача 4. На окраску 1 м2 площади трубопровода требуется 5 кг краски. Составить таблицу расхода краски на трубы диаметром 0,125; 0,25; 0,375…1,25 м и длиной 20; 25; 30…70 м.

V. Подведение итогов. Домашнее задание (4 мин)