1. Индуктор.
Звучит песня “Чему учат в школе”. Дети по желанию поют песню.
- Скажите, о чём эта песня? (О школе.)
На доске появляется слово ШКОЛА.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове ШКОЛА? (Выслушивается мнение желающих, если прозвучит слово “Мама”, появляется слово МАТЬ, если прозвучит слово “Папа”, появляется слово ОТЕЦ.)
2. Социализация.
Если слова “Мама” и “Папа” не прозвучат, то задаётся вопрос:
- Кто привёл вас в школу, кто переживает все ваши удачи и неудачи? (Папа и мама.)
На доске слова МАТЬ ОТЕЦ.
- Хорошо. Но почему я написала именно официально, мать и отец? Когда, в
каких ситуациях мы используем именно слова “МАТЬ” И “ОТЕЦ”? (Выслушивание
предположений.)
- Я предлагаю вам послушать стихотворение.
И поля цветут, и леса шумят,
И лежат в земле груды золота.
И во всех концах света белого
Про тебя идёт слава громкая.
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Послушайте продолжение:
И уж есть за что, Казахстан родной,
Полюбить тебя, назвать матерью.
- Почему поэт называет Казахстан матерью?
На доске появляется пословица:
ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.
На доске появляется слово РОДИНА
- Какие ещё пословицы о Родине вы знаете?
(Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
Везде хорошо, но милее Родины нет.
На чужой стороне и весна не красна.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)
- Как называется наша Родина? (Казахстан.)
Родиной мы зовём его потому, что мы здесь родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. - А как можно Казахстан назвать по-мужски? Вам подсказка слово “ОТЕЦ”. (Отечество.)
- Что для нас является Отечеством, Родиной? (Казахстан.)
На доске появляется слово КАЗАХСТАН
- Каждому человеку нашей страны дорог Казахстан, его история, его символы.
- Какие символы страны вам известны? (Ответы детей.)
- Догадайтесь, о каких символах страны идёт речь:
Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг.)
Эмблема государства, города. Сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
- Обращается внимание на Государственные символы.
На знамени орел несет светило,
А в середине герба – шанырак.
Так в современном мире наша сила.
И в давней дружбе – долгожданный знак.
- “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…” Вы,
ребята, наверное, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние
времена почти всеми правили либо царь, либо король, власть которых
передавалась по наследству. В государстве делалось всё так, как они
приказывали. А правители были разные: либо добрыми, либо жестокими и
неумными. Прошло время, такая форма правления стала неудобной, правителей
стал избирать народ. А выбранное правительство обязано было управлять делами
государства, выполнять основной закон страны. А все жители данного
государства обязаны выполнять правила.
- Как можно одним словом назвать правила, которые все должны выполнять?
(Законы.)
- Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция.)
На доске появляется слово КОНСТИТУЦИЯ
- Что вы знаете о Конституции?
- Слово “Конституция” обозначает “устройство”, “установление”.
- Конституция состоит из двух направлений. Посмотрите на ребус и расшифруйте его:
- Что такое права? (Это действия, которые мы вправе выполнять,
получать.)
- А как будут называться действия, которые нам нужно выполнять безусловно,
не смотря ни на что?
- Арифметическое действие: образ – раз + язык – ык + ан + новости – во (обязанности).
На доске появляются слова ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
- Я вам зачитаю стихи, а вы мне попробуете сформулировать право.
Только ты на свет родился, право первое твоё
Получи, чтоб им гордиться ИМЯ личное своё.
(Право иметь своё имя, не называть никого по кличке.)Очень трудно самому жить на свете одному.
Правом с МАМОЙ жить и ПАПОЙ пользуйтесь везде, ребята.
(Право жить в семье, иметь семью, право на неприкосновенность семьи.)Я росточком недоволен, и пока не так силён,
Но НЕ СМЕЙ МНЕ ДЕЛАТЬ БОЛЬНО! – есть у нас закон такой.
(Право на защиту от посягательств на честь и репутацию.)Если жар, всё тело ломит и совсем не до игры,
То ПОЗВАТЬ ВРАЧА НА ПОМОЩЬ тоже право детворы.
(Право на врачебную помощь.)Чтоб с наукой подружиться, с книжкой маленькой в руке
Правом пользуюсь УЧИТЬСЯ НА РОДИМОМ ЯЗЫКЕ.
(Право на обучение на родном языке.)Подросла, взяла я книжки и пошла во второй класс.
В ШКОЛУ ХОДЯТ ВСЕ ДЕТИШКИ – это право есть у нас.
(Право на обучение.)Будь ты слабым или сильным, белым, чёрным всё равно.
Ты родился БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – это право всем дано.
(Равные права, независимо от цвета кожи, вероисповедания, состояния здоровья.)
- Скажите, какие ещё права граждан вы знаете?
- Я назову сказку, а вы скажете, какие права героев этих сказок нарушены.
(“Золушка” – право на свободу, “Волк и семеро козлят”, “Колобок” –
посягательство на жизнь, “Дюймовочка” – право на семью, “Заюшкина избушка” –
право на собственность.)
- Теперь предлагаю вам поговорить о наших обязанностях, ведь мы не только вправе что-либо делать, но и обязаны перед нашим государством, нашей Родиной.
- Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
- Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам;
- Защита Республики Казахстан – священный долг и обязанность каждого гражданина;
- Каждый гражданин республики обязан трудиться на благо Родины;
- Каждый гражданин обязан учиться и получить среднее образование.
В ходе работы получается схема:
- Посмотрите, мы начали наш разговор о школе и снова вернулись к школе.
Наша самая главная обязанность – учиться.
- Зачем нам нужно учиться? (Ответы учащихся, при ответе чтобы приносить
пользу Родине, государству, учитель подводит итог: всё, что мы с вами
делаем, должно быть направлено только на хорошее, на процветание нашей
молодой Республики)
- Я прочитаю вам одно сказание.
Давным-давно, когда только зарождалась жизнь на земле, Бог решил создать земные богатства. Взял он мешок и полетел над землёй. России он отдал густые леса с прозрачными реками, Кавказу – высокие горы и моря, Средней Азии – прекрасные виноградники и хлопок. Устал Бог и прилёг отдохнуть. Пока он отдыхал, прибежала мышка и прогрызла в мешке дырку. Проснулся Бог и полетел дальше. И когда он пролетал над Казахстаном, из мешка выпали высокие горы, чистые озёра, густые леса, необъятные бескрайние степи и засушливые пустыни. Богата и необъятна наша страна.
– Что вы видите на доске?
- Да, вы правы, это контур нашей республики. Но вы видите, что он
безликий, не такой, как описывают его в сказании.
- Чего не хватает? (Ответы детей.)
- В ваших руках – возможность наполнить содержанием этот контур.
- Каждая группа получает по конверту с одной из природных зон. (Природная
зона представляет из себя часть по одному краю напоминающую контур карты
Казахстана, с другого края пазл, выкрашенная в нужный цвет, в конверте так
же находятся символические рисунки животного мира данной природной зоны.)
Задание: на данную территорию нанести животный и растительный мир
Казахстана. По окончании работы соотнести данные аппликации с картой
Казахстана, которая нарисована на ватмане. Получается своеобразный коллаж, в
котором приняли участие не только все учащиеся, но и помощники-родители,
направленные в каждую группу, так же образуется группа родителей, которая
составляет центральную составляющую коллажа.
- Аппликационная работа происходит под музыкальное сопровождение, патриотического содержания.
3. Рефлексия.
- Что вы интересного узнали? Что для вас было важным?
- Что для вас было новым, неизвестным?
4. Заключение.
Вы молодое поколение нашей республики.
Вы хотите жить в правовом государстве?!
Так сделайте все, чтобы жизнь вокруг вас была справедливой.
Соблюдайте и чтите законы РК.
Каждый ребёнок получает свидетельство о том, что он прошёл начальный курс по правам и обязанностям гражданина Республики Казахстан.