Цель урока: показать, как значения свойств объектов могут влиять на алгоритм.
Задачи урока:
- Научить выполнять и составлять алгоритмы для ПОЖАРНОГО;
- Развивать у учащихся логическое и структурированное мышление, память, умение планировать свою деятельность;
- Продолжить работу над повышением грамотности речи, вырабатывать умение аргументировать свой ответ;
- Прививать информационную культуру при работе на компьютере;
- Продолжить формирование устойчивого интереса к предмету;
- Обеспечить активное взаимодействие обучающихся между собой и учебным материалом.
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин)
- Проверка домашней работы (3-5 мин)
- Беседа на тему: "Свойства объектов ПОЖАРНЫЙ и ПОЖАР" (10 мин)
- Использование свойств исполнителя ПОЖАРНЫЙ и
объектов класса ПОЖАР в процессе выполнения и
составления алгоритмов (25 мин)
- Работа по учебнику
- Физкультминутка
- Компьютерный практикум (ПОЖАРНЫЙ)
- Домашнее задание
- Рефлексия
1. Организационный момент
Входя в кабинет, учащиеся получают "средство пожаротушения" - ведёрко и занимают свои места.
Здравствуйте, дороге ребята. Сегодня на уроке вы будете играть роль ПОЖАРНЫХ и будете спасать животных, которые попали в опасность - пожар.
2. Проверка домашней работы.
Слайд 1. На экране алгоритм № 43а и план местности с пожарами (приложение 1). Один ученик читает алгоритм, а другой, в роли ПОЖАРНОГО, его выполняет. Все обучающиеся проверяют действия ПОЖАРНОГО.
Слайд 2. № 43b: на экране план местности. Один из учеников читает свой алгоритм, а другой, в роли ПОЖАРНОГО, выполняет его на интерактивной доске (уточняются ошибки при написании или выполнении алгоритма). Один из вариантов алгоритма, который могут дать ученики:
Начало
Набери воды
Лети (4,2)
Туши (200)
Лети (4,2)
Туши (200)
Лети (4,4)
Туши (200)
Лети (5,4)
Туши (200)
Набери воды
Лети (5,2)
Туши (200)
Лети (6,2)
Туши (200)
Лети (6,3)
Туши (200)
Лети (6,4)
Туши (200)
Конец
- Дополнительные вопросы учащимся:
1. Что нужно сделать, чтобы у ПОЖАРНОГО была вода? (Дать команду: НАБЕРИ ВОДЫ)
2. Важен ли порядок тушения пожаров в клетках на плане? (Нет)
3. Сколько воды вмещает бак ПОЖАРНОГО? (800 л)
3. Беседа на тему: "Свойства объектов ПОЖАРНЫЙ и ПОЖАР" Слайд 3.
Слайд 4. На слайде три объекта класса ПОЖАР. Этим объектам даны имена П1, П2, П3. В одном алгоритмы разные объекты имеют разные имена. Пожары бывают разные - большие и маленькие. Чем больше пожар, тем больше воды надо, чтобы его потушить. Любой пожар имеет свойство с именем СЛОЖНОСТЬ. Значение этого свойства показывает, сколько литров воды надо вылить на данный пожар, чтобы погасить его. Это свойство может принимать значения: 100, 200, 300, 400, 500.
Параметр команды ТУШИ должен быть равен значению свойства СЛОЖНОСТЬ пожара.
Прочитайте текст.
- О каких объектах здесь говорится? (О трёх объектах класса ПОЖАР. Их имена: П1, П2 и П3)
- Какой пожар больше и почему? (П3, т.к. свойство СЛОЖНОСТЬ имеет большее значение)
- Какой пожар можно потушить, выполняя команду ТУШИ (200)? Назови его имя. (Пожар с именем П2)
Слайд 5. Объект ПОЖАРНЫЙ имеет свойство с именем ВОДА. Его значение показывает, сколько литров воды есть в баке. Оно меняется, когда ПОЖАРНЫЙ набирает воду или выливает воду на пожар. Начальное значение этого свойства равно 0. Команда записывается следующим образом: ПОЖАРНЫЙ.ВОДА=0
- Какие команды ПОЖАРНОГО меняют значение его свойства ВОДА? (Туши, Набери воды)
- Каким станет значение этого свойства в результате выполнения команды НАБЕРИ ВОДЫ? (800)
- Как изменится значение этого свойства в результате выполнения команды ТУШИ? (Значение уменьшится)
- На сколько? (На столько, какое значение имеет свойство ТУШИ)
- Какая команда (из этих двух) должна быть первой в любом алгоритме ПОЖАРНОГО и почему? (НАБЕРИ ВОДЫ, т.к. вначале значение свойства ВОДА равно 0, т.е. бак пуст)
4. Использование свойств исполнителя ПОЖАРНЫЙ и объектов класса ПОЖАР в процессе выполнения и составления алгоритмов
Работа по учебнику
- №45(а,b) устно. Учащиеся читают из учебника задание и выполняют их:
Пожарный имеет в запасе 300 литров воды:
ПОЖАРНЫЙ.Вода=300.
a) Хватит ли воды для тушения пожара с именем П1, если П1.Сложность=400?
(Нет, так как его сложность больше количества воды в баке ПОЖАРНОГО)
b) Сколько воды останется у ПОЖАРНОГО после тушения пожара П10, если П10.Сложность=200?
(100 литров, так как значение свойства СЛОЖНОСТЬ пожара П10 на 100 меньше, чем значение свойства ВОДА)
- №46.
Составь два алгоритма, различающихся порядком тушения пожаров. Этот порядок задан элементами 2-го уровня многоуровневого списка.
Лесные пожары
Имя Адрес СЛОЖНОСТЬ П1 (3,8) 400 П2 (7,2) 500 П3 (5,4) 400
Порядок тушения
1. Алгоритм 1
П1
П2
П3
2. Алгоритм 2
П1
П3
П2
Вступительное слово учителя:
- в задании 46 надо составить алгоритм для ПОЖАРНОГО. Информация о ПОЖАРАХ дана не на рисунке, а в таблице.
- Сколько ПОЖАРОВ надо потушить? (3)
- Что известно о первом ПОЖАРЕ? (Имя пожара П1, он горит в квадрате с адресом (3,8), его СЛОЖНОСТЬ 400, т.е. чтобы потушить его, надо вылить 400 литров воды)
- Что известно о втором ПОЖАРЕ?
- Что известно о третьем ПОЖАРЕ?
- Составим первый алгоритм тушения всех трёх пожаров. Назовите порядок тушения. (П1, П2, П3)
- Затем дети по очереди диктуют команды. Учитель записывает команды на доске, а ученики в тетрадях. Если дети после тушения первого пожара не называют команду НАБЕРИ ВОДЫ, учитель задаёт вопрос: "Сколько воды осталось в баке?" (400 л) "Какова сложность пожара П2?" (500 л) "Хватит ли воды, чтобы его потушить?" (Нет) "Что тогда надо сделать?" (Заполнить бак водой)
- Назовите порядок тушения пожаров во втором алгоритме. (П1, П3, П2). Составьте второй алгоритм самостоятельно.[Ученики работают в тетрадях, один ученик на закрытой доске, для проверки]
- Проверьте свой алгоритмы с моими (Самопроверка). Исправьте ошибки.
Алгоритм 1 Начало
Набери воды
Лети (3,8)
Туши (400)
Набери воды
Лети (7,2)
Туши (500)
Набери воды
Лети (5,4)
Туши (400)
Конец
Алгоритм 2 Начало
Набери воды
Лети (3,8)
Туши (400)
Лети (5,4)
Туши (400)
Набери воды
Лети (7,2)
Туши (500)
Конец
- Сравните полученные алгоритмы. Какой алгоритм лучше? (Второй) Почему? (Полёт за водой и её заливание в бак требует времени. ПОЖАРНЫЙ будет дольше, по времени, выполнять первый алгоритм и лесные пожары смогут причинить больше вреда)
- Дорогие ребята, начинается опасный период для природы: много сухой травы, листвы, веток, поэтому не разводите костры и не балуйтесь спичками, чтобы не навредить природе, самому себе и окружающим.
Физкультминутка (Приложение 2)
Компьютерный практикум (Программа ПОЖАРНЫЙ из УМК Информатика и ИКТ 3 класс Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова)
Программа ПОЖАРНЫЙ задание 2. Помните, что команды пишутся полностью, с большой буквы, между командами и параметрами один пробел. Например, Лети(пробел)(4,(пробел)3). Алгоритм можно выполнять только тогда, когда он полностью написан.[Кто из детей самостоятельно справился с 1-2 алгоритмами можно поставить "5"]
Домашнее задание
С.52 № 48 (Составить план).
Рефлексия
Сообщаются оценки за работу на уроке.
- На доске изображены озёра: удовольствия, радости, грусти, неопределённости. Возьмите свои ведёрки и наполните их водой из того озера (прикрепите) какое эмоциональное состояние вы испытываете после этого урока.
- Спасибо за урок.