Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Лексика"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

– моделировать различные речевые ситуации для развития устной и письменной речи учащихся;

– показать, как на практике (покупка лекарства в аптеке) используются полученные знания по теме “Лексика”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вводная беседа

Поправлять ошибки в речи учащихся в вводной беседе не нужно.

Тебе нравится погода сегодня?

– Какой сегодня месяц?

– Вы любите музыку?

– Как тебя зовут?

– Как меня зовут?

– Тебе нравится танцевать?

– Ты умеешь петь?

Постановка цели и темы урока. Записать в тетрадь дату и тему урока.

2. Фонетический тренинг

– Выписать на доску фразу “Здоровье нельзя купить за деньги" (пока пишите, проговариваете каждое слово).

– Читаете каждое слово, поясняя звуки, на которые нужно обратить внимание. Учащиеся повторяют за Вами каждое слово.

– Читаете фразу, обращая внимание на интонацию. Учащиеся снова повторяют за Вами.

– Читаете фразу хором с учащимися целиком, потом учащиеся без Вас — все целиком.

– Каждый самостоятельно читает вслух фразу. Если при этом он никак не может выговорить какое-то слово, не прерывайте его — пусть дочитает до конца, а затем повторит это слово. Добивайтесь не правильности произношения, а выразительности.

Поблагодарите и похвалите каждого, пожалуйста!

3. Грамматический тренинг (снежный ком)

Вы называете одно слово, например, ХОЛОДНО. Ученики повторяют. Вы пишете это слово на доску и просите ответить: “Где холодно?” Учащиеся отвечают: “На улице”. Затем: “Когда на улице холодно?”. “Сегодня на улице холодно”. Вы подписываете добавляемые слова слева или справа, некоторые вписываем внутрь предложения (для этого нужно оставлять место).

Это задание занимает мало времени, но в нем много грамматических тем. Углубляться в них при этом не надо, только обозначать, напоминать.

4. Повторение

Ответить на вопросы (для сильных учащихся):

– Что такое лексика?

– Что называется лексическим значением слова?

– Какие слова называются однозначными, многозначными?

– Дать определение и привести примеры омонимов, синонимов, антонимов.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой:

Больница, градусник, насморк, голова, таблетка, температура, кашель, горло, врач, живот.

Составить устно предложения со словами:

Меня болит горло у кашель меня у ничего меня не у болит

Разыграть по ролям диалог – прочитать, запомнить, рассказать:

– Алло!

– Алло!

– Здравствуй, ……., это ………..

– Здравствуй, …………..

– Я сегодня не приду.

– Что случилось?

– Я заболел. У меня болит живот.

– Выздоравливай/поправляйся, приходи на следующий урок. До свидания!

– До свидания!

5. Аудирование

На доске новые слова: рецепт, аптека, лекарство (записать в тетрадь).

Учитель читает диалог, ученики читают по ролям.

Вчера была плохая погода. Было холодно. Лена заболела и пришла к врачу.

– Здравствуйте!

– Здравствуйте! Что у вас болит?

– У меня болит голова и горло.

– А какая у вас температура?

– У меня высокая температура.

– Вот рецепт. Купите лекарство в аптеке.

– Спасибо. До свидания.

– До свидания.

Устно ответить на вопросы:

1. Почему заболела Лена?

2. Скажите, что болит у Лены.

2. Что сказал врач?

6. Новая тема: “Как купить в аптеке лекарство”

А) Ситуация: придумать и разыграть.

В ситуации обязательно должны быть: а) роли (кто?); б) предлагаемые обстоятельства (где и когда?); в) цели и задачи (зачем?).

(Кто?) больной

(Где? когда?) в аптеке сегодня

(Зачем?) купить таблетки

Предварительная работа со словами (записать на доске)

Витамины, таблетки от боли/от живота/ от простуды/ для горла, капли в нос, капли для глаз, бинт, мазь.

Б) Читать 1 диалог. В аптеке:

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Мне нужны таблетки.

– У вас есть рецепт?

– Да, возьмите, пожалуйста.

– Вот ваши таблетки.

– Сколько они стоят?

– Таблетки стоят 50 рублей.

– Вот деньги. Спасибо.

Читать 2 диалог. В аптеке:

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– У вас есть бинт?

– Да, у нас есть бинт.

– Мне, пожалуйста 1 бинт.

– Бинт стоит 5 рублей.

– Вот деньги. Спасибо.

Читать 3 диалог. В аптеке:

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Мне нужна мазь. Вот рецепт.

– Извините, у нас нет мази.

– До свидания.

– До свидания.

В) Записать в тетрадь любой диалог, указать все известные части речи.

Г) Разыграть любой диалог в естественной ситуации.

Пусть двигаются как можно больше!

Ученики общаются на тех местах, которые Вы им определили, а Вы делаетесь как можно незаметнее — тихонько садитесь за стол, в угол — как Вам удобнее. Учитель в ситуацию не вмешивается, не ходит, не подслушивает, не записывает ошибки, не подсказывает слова, не нарушает естественность ситуации! В крайнем случае, если ситуация заглохла, не начавшись, Вы можете включиться в нее.

Г) Обсуждение ситуации.

7) Лингвострановедческий момент (2-3 минуты)

Слушайте, читайте, записывайте, запоминайте.

В России говорят тому, кто чихнул: “Будьте здоровы!”

Народный рецепт: болит горло – пить молоко с медом.

8) Заключительная часть:

Прочитать все новые слова. Составить устно предложения.

Домашнее задание: составить и записать связный рассказ с новыми словами.