Цели урока:
– моделировать различные речевые ситуации для развития устной и письменной речи учащихся;
– показать, как на практике (покупка лекарства в аптеке) используются полученные знания по теме “Лексика”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вводная беседа
Поправлять ошибки в речи учащихся в вводной беседе не нужно.
– Тебе нравится погода сегодня?
– Какой сегодня месяц?
– Вы любите музыку?
– Как тебя зовут?
– Как меня зовут?
– Тебе нравится танцевать?
– Ты умеешь петь?
Постановка цели и темы урока. Записать в тетрадь дату и тему урока.
2. Фонетический тренинг
– Выписать на доску фразу “Здоровье нельзя купить за деньги" (пока пишите, проговариваете каждое слово).
– Читаете каждое слово, поясняя звуки, на которые нужно обратить внимание. Учащиеся повторяют за Вами каждое слово.
– Читаете фразу, обращая внимание на интонацию. Учащиеся снова повторяют за Вами.
– Читаете фразу хором с учащимися целиком, потом учащиеся без Вас — все целиком.
– Каждый самостоятельно читает вслух фразу. Если при этом он никак не может выговорить какое-то слово, не прерывайте его — пусть дочитает до конца, а затем повторит это слово. Добивайтесь не правильности произношения, а выразительности.
Поблагодарите и похвалите каждого, пожалуйста!
3. Грамматический тренинг (снежный ком)
Вы называете одно слово, например, ХОЛОДНО. Ученики повторяют. Вы пишете это слово на доску и просите ответить: “Где холодно?” Учащиеся отвечают: “На улице”. Затем: “Когда на улице холодно?”. “Сегодня на улице холодно”. Вы подписываете добавляемые слова слева или справа, некоторые вписываем внутрь предложения (для этого нужно оставлять место).
Это задание занимает мало времени, но в нем много грамматических тем. Углубляться в них при этом не надо, только обозначать, напоминать.
4. Повторение
Ответить на вопросы (для сильных учащихся):
– Что такое лексика?
– Что называется лексическим значением слова?
– Какие слова называются однозначными, многозначными?
– Дать определение и привести примеры омонимов, синонимов, антонимов.
Словарный диктант с последующей взаимопроверкой:
Больница, градусник, насморк, голова, таблетка, температура, кашель, горло, врач, живот.
Составить устно предложения со словами:
Меня болит горло у кашель меня у ничего меня не у болит
Разыграть по ролям диалог – прочитать, запомнить, рассказать:
– Алло!
– Алло!
– Здравствуй, ……., это ………..
– Здравствуй, …………..
– Я сегодня не приду.
– Что случилось?
– Я заболел. У меня болит живот.
– Выздоравливай/поправляйся, приходи на следующий урок. До свидания!
– До свидания!
5. Аудирование
На доске новые слова: рецепт, аптека, лекарство (записать в тетрадь).
Учитель читает диалог, ученики читают по ролям.
Вчера была плохая погода. Было холодно. Лена заболела и пришла к врачу.
– Здравствуйте!
– Здравствуйте! Что у вас болит?
– У меня болит голова и горло.
– А какая у вас температура?
– У меня высокая температура.
– Вот рецепт. Купите лекарство в аптеке.
– Спасибо. До свидания.
– До свидания.
Устно ответить на вопросы:
1. Почему заболела Лена?
2. Скажите, что болит у Лены.
2. Что сказал врач?
6. Новая тема:
“Как купить в аптеке лекарство”А) Ситуация: придумать и разыграть.
В ситуации обязательно должны быть: а) роли (кто?); б) предлагаемые обстоятельства (где и когда?); в) цели и задачи (зачем?).
(Кто?) больной
(Где? когда?) в аптеке сегодня
(Зачем?) купить таблетки
Предварительная работа со словами (записать на доске)
Витамины, таблетки от боли/от живота/ от простуды/ для горла, капли в нос, капли для глаз, бинт, мазь.
Б) Читать 1 диалог. В аптеке:
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Мне нужны таблетки.
– У вас есть рецепт?
– Да, возьмите, пожалуйста.
– Вот ваши таблетки.
– Сколько они стоят?
– Таблетки стоят 50 рублей.
– Вот деньги. Спасибо.
Читать 2 диалог. В аптеке:
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– У вас есть бинт?
– Да, у нас есть бинт.
– Мне, пожалуйста 1 бинт.
– Бинт стоит 5 рублей.
– Вот деньги. Спасибо.
Читать 3 диалог. В аптеке:
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Мне нужна мазь. Вот рецепт.
– Извините, у нас нет мази.
– До свидания.
– До свидания.
В) Записать в тетрадь любой диалог, указать все известные части речи.
Г) Разыграть любой диалог в естественной ситуации.
Пусть двигаются как можно больше!
Ученики общаются на тех местах, которые Вы им определили, а Вы делаетесь как можно незаметнее — тихонько садитесь за стол, в угол — как Вам удобнее. Учитель в ситуацию не вмешивается, не ходит, не подслушивает, не записывает ошибки, не подсказывает слова, не нарушает естественность ситуации! В крайнем случае, если ситуация заглохла, не начавшись, Вы можете включиться в нее.
Г) Обсуждение ситуации.
7) Лингвострановедческий момент (2-3 минуты)
Слушайте, читайте, записывайте, запоминайте.
В России говорят тому, кто чихнул: “Будьте здоровы!”
Народный рецепт: болит горло – пить молоко с медом.
8) Заключительная часть:
Прочитать все новые слова. Составить устно предложения.
Домашнее задание: составить и записать связный рассказ с новыми словами.