Цель: формирование представления о многообразии способов питания у живых организмов.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить со способами добычи пищи в природе, приспособлениями для добычи пищи.
Воспитательная: сформировать позитивное отношение к природе.
Развивающая: расширить представление о применение законов природы в собственной жизни.
Обрудование: презентация (приложение 1), карточки с рисунками животных.
Ход урока
I. Орг. момент.
1. Актуализация знаний.
Дорогие ребята, у нас на уроке сегодня будет гость – животное.
– Отгадайте, кто это?
Загадка Слайд 2
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
Правильно, это хомяк.
Скажите:
- Чем он питается?
- Как он добывает пищу?
- С помощью чего он это делает?
Но животные многообразны.
Посмотрите на экран и скажите: Слайд 3
– Чем отличаются эти животные?
(Размером, внешним видом, местом обитания, способом питания)
Вывод: правильно эти животные отличаются условиями обитания и способами добычи пищи. Эти отличия появились в связи с тем, что животные приспосабливаются к разным условиям жизни.
Слайд 4
Тема урока: “Способы добычи пищи на суше”.
Обратите внимание на план на доске, мы будем
отвечать на эти вопросы. Слайд 5
2. Чем питаются животные?
Работа с учебником по иллюстрациям (страница 22 – 23).
Посмотрите на фотографии, на которых изображены животные наших лесов.
– Чем питаются эти животные?
Дети отвечают по очереди.
– На какие группы по типу питания делятся животные?
Растительноядные, Плотоядные, Всеядные (опорные схемы на доске)
– Как мы называем животных, которые питаются растениями? (растительноядные)
– Как мы называем животных, которые питаются животными? (хищники)
– Как ещё мы их можем назвать? (плотоядные)
– Как называем животных, которые питаются и растениями и поедают животных? (всеядные)
Читаем задание № 3 в учебнике: Отметь растительноядных животных значком (Р), плотоядных – (П), всеядных – (В).
В учебник-тетрадь вписывают ответы ручкой.
Проверяем.
Отложили учебники. (Работа в группах).
Учащимся предлагаются карточки с рисунками животных. Обсудите в группах.
– К какому типу питания относятся эти животные?
Распределите животных по соответствующим группам.
Проверяем. Слайд 6
Вывод: животные отличаются по типу питания и делятся на следующие группы: Растительноядные, Плотоядные, Всеядные.
3. Как добывают пищу?
Пища разная – разные способы добычи пищи.
Слайды 7 – 16 (Охотятся, пасутся, собирают)
– Что делают животные?
Работа у доски.
Проверяем. Слайд 17
Вывод: Как животные добывают пищу?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Автор: Садыгова Елена) Слайд 18
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.
4. С помощью чего животные добывают пищу?
Просмотр отрывка из мультфильма “Золотая рыбка”
(Отрывок как дед неводом вытаскивает рыбу)
Вы смотрите отрывок из мультфильма, будьте внимательны, потом я вам задам вопрос.
– При помощи чего дед ловил рыбу?
– Что такое невод?
Эту идею человек подсмотрел у животного.
– У какого животного?
Подумайте, какой закон природы с помощью этого примера мы проиллюстрировали. (“Мы учимся у природы”)
Для добычи пищи животные используют разные приспособления.
Подумайте, какие?
(Когти, зубы, копыта, паутина, яд)
Вывод: У животных есть разные приспособления по добыче пищи.
5. Закрепление:
Выполняем задание № 1 в учебнике: по описанию узнай, о каком живом организме идёт речь и впиши его название.
Проверяем (первое для образца читает учитель) СЛАЙДЫ 19 – 26
(паук, волк, гусеница, бабочка, медведь, кабан, заяц, растения)
Выполняется задание № 5 в учебнике: Подчеркни в тексте слова обозначающие способ добычи пищи.
Каждый ряд получает индивидуальное задание СЛАЙД 27
1 ряд – картинка №1
2 ряд – картинка № 2
3 ряд – картинка № 3
Проверяем.
Общий вывод по опорной таблице на доске.
Таблица “Способы добычи пищи”
Тип питания | Растительноядные | Всеядные | Плотоядные |
Как добывают пищу? | Пасутся | Собирают | Охотятся |
С помощью чего добывают пищу? | Особое строение зубов, копыта | Зубы, когти | Зубы, когти, яд, паутина |
Вернёмся к нашему животному-загадке.
– Как вы думаете, к какой группе по способу питания он относится?
Закончить наш урок хочется стихотворением Бориса Заходера
“Про всё на свете”
Все – все – все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё – таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все – все – все на свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны
Домашнее задание: страница 22 – 23, задание 2, 4.
Использованная литература:
- Интернет-портал для родителей няня.ru