Задачи
Одна из целей изучения пропедевтического курса информатики в начальной школе звучит так: “Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике: алгоритмический подход, предполагающий овладение умением планировать последовательность действий для достижения цели, а так же решения задач, для которых ответом является описание последовательности действий”.
Достижению этой цели помогут следующие задачи, которые можно использовать как для закрепления изученного, так и для проверки уровня освоения программного материала.
Следование
Задачи 1-4 – это упрощенный вариант знаменитой задачи “Волк, коза, капуста”, которые можно перенести на интерактивную доску и наглядно демонстрировать решение.
1. Лодочнику нужно перевезти через реку лису Алису, верблюда Жеваку и цыпленка Цыпу. Но лодка такова, что в ней может поместиться лодочник, а с ним или только верблюд Жевака, или только лиса Алиса, или только цыпленок Цыпа. Если оставить на берегу лису с цыпленком, то лиса съест цыпленка. Как лодочнику перевезти всех на другой берег реки?
2. Лодочнику нужно перевезти через реку кота Базилио, мышку Норушку и собаку Тотошку. Но лодка такова, что в ней может поместиться лодочник, а с ним или только кот Базилио, или только мышка Норушка, или только собака Тотошка. Если оставить на берегу кота с мышкой, то кот съест мышку. Как лодочнику перевезти всех на другой берег реки?
3. К переправе через реку подошли Щенок, Жираф и Ослик. Как лодочнику перевезти всех на другой берег реки в порядке уменьшения роста животных, если в лодку к лодочнику может сесть кто – то один. Напишите алгоритм переправы животных на другой берег реки.
4. К переправе через реку подошли Мамонтёнок, Ёжик и Львёнок. Как лодочнику перевезти всех на другой берег реки в порядке увеличения массы животных, если в лодку к лодочнику может сесть кто – то один. Напишите алгоритм переправы животных на другой берег реки.
Задачи 5-6 ориентированы на личный опыт ученика и могут иметь два способа решения: один способ указан на упаковке чая или кофе, другой способ приготовления ученики могут увидеть дома.
5. Пронумеруй команды алгоритма “Приготовление чая”. Впиши номер команды в клетку.
6. Пронумеруй команды алгоритма “Приготовление кофе”. Впиши номер команды в клетку.
Ветвление
Задачи 7-10 можно использовать для отработки навыков выполнения алгоритма по блок-схеме с ветвлением, когда ученики используют цветные карандаши, а так же выполнять алгоритм в растровом графическом редакторе Paint, используя инструмент “Заливка” (графические файлы – это Рисунок-Приложение).
1. Выполни задание алгоритма “Цвет фруктов”.
2. Выполни задание алгоритма “Раскрась цветы”.
3. Впиши пропущенные команды на схеме алгоритма. Выполни задание по алгоритму.
4. Впиши пропущенные команды на схеме алгоритма. Выполни задание по алгоритму.