Информационный проект с элементами исследования как средство формирования социокультурной компетентности во внеклассной работе по английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Новое понимание результат образования (в виде сформированности ключевых компетентностей) подразумевает использование технологий, обеспечивающих достижение такого результата.

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащегося должен опираться на определённые внутренние ресурсы, к которым, помимо знаний навыков и умений следует отнести освоенные способы деятельности, которые будут положены в основу формирования этих ключевых компетентностей.

К числу наиболее эффективных средств формирования ключевых компетентностей следует отнести метод проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных (личностно-ориентированных) образовательных технологий.

Если рассматривать метод проектов как целенаправленную учебную или внешкольную деятельность с определённой целью для решения задач и как эффктивное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную позицию.

Метод проектов понимается как технология организаций образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.

В целом результатом проектной деятельности является не только изделие, но главное — интенсивное развитие интеллектуальных, физических качеств личности школьников, их духовного мира и развития субъективной позиции ученика.

Дидактическая цель учителя это формирование ключевых компетентностей и развитие личностных качеств ученика. Результатом, с позиции педагога является повышение уровня сформированности ключевых компетентностей и приращение личностных качеств, которые демонстрирует учащийся в ходе ПД.

Остановимся на некоторых аспектах ПД.

Проект и самостоятельная творческая работа — это одно и то же?

Чем проект отличается от реферата? Вот камень преткновения. Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи, а так же доклад с таким изложением.

Проект зачастую превращается в реферат, да ещё и скаченный из интернета, что губит идею методов проекта. Особенно это касается так называемых информационных проектов.

Информационный проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности. Он должен содержать проблему и предмет информационного поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую работу над собранными фактами, промежуточные выводы, корректировку первоначального направления работы, дальнейший поиск информации по уточнённым направлениям и анализ новых фактов, обобщение и выводы — до получения результатов, удовлетворяющих решению проблемы информационного поиска, оформление результатов: продукт, обсуждение, презентация, внешняя экспертиза, рефлексия.

Такой проект чаще всего должен интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.

Говоря об исследовательской деятельности учащихся, мы не имеем в виду, что их цель полностью соответствует цели исследовательской деятельности, принятой в культуре — получить объективно новую информацию о мире. Скорее, исследовательская деятельность учащихся нацелена на получение субъективно новой информации. Здесь могут быть поставлены цели “ присвоение учащимися знаний по теме или о...” , или формирования у учащихся умения “ проводить эксперимент”, или “ развитие теоретического мышления у учащихся”.

Главная забота учителя в управлении ПД это обеспечить удивление и мотивацию учащихся к выполнению задания, и что бы данное задание было ни чрезмерно лёгким ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика.

И последнее на чём хотелось бы остановить своё внимание это оформление проекта, так называемая проектная папка. Если проект должен иметь лаконичную внятную пояснительную записку, то проектная папка должна содержать в себе все подробности работы на различных стадиях проекта. Именно содержание папки позволяет объективно оценить достижения ученика на каждом этапе выполнения проекта.

Проект предполагает наличие проектной папки и продукта ПД. Причём на каждом конкретном этапе решение сначала обдумывается и фиксируется на проектных листах (описания, таблицы, диаграммы) так постепенно формируется папка. Такая работа будет и ученику и руководителю проекта в удовольствие. А вот если ученик делает совсем наоборот — заполняя все листы папки по завершению работы, то это приводит лишь к “писанине”.

По своей сути проектная папка является сгустком мыслей ученика.

Литература

  1. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса “Информационная культура личности” [Текст] / Е.А. Караваева // Школьная библиотека. - 2005.
  2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности / Е.В. Коротаева — М: Изд-во “ КСП”, 1997.
  3. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / С.И. Мелехина. - Киров: “Старая Вятка”, 2006.
  4. Мелехина С.И. Основы проектной деятельности: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. 5-9-е классы [Текст] / С.И. Мелехина, Н.В.Носова, Ю.В. Семёнов, С.В.Кудинова, А.С.Рылова, А.Г.Шурыгина / под ред. С.И.Мелехиной. - Киров: КИПК и ПРО, 2007.
  5. Голуб Г.Б. Метод проектов — технология компетентностно ориентированного образования [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В.Чуракова. - Самара: Изд-во “Учебная литература”, 2006.
  6. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника [Текст] / Г.Б. Голуб Е.А. Перелыгина, О.В.Чуракова. - Самара: Изд-во “Учебная литература”, 2006.