Интегрированный урок (математика + география) "Решение задач краеведческого характера". 6-й класс

Разделы: Математика, География

Класс: 6


Цели.

  1. Обобщить знания учащихся по теме “Реки и озера”.
  2. Совершенствовать умение решать сюжетные задачи.
  3. Повторить действия с обыкновенными дробями.
  4. Развивать познавательный интерес к изучению математики и географии.
  5. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, переносные доски, карта Архангельской области, атласы, карточки к игре “Поле чудес”.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Учитель математики. Тема урока “Решение задач краеведческого характера”.

Это урок мы посвятим нашему родному краю. (Приложение 1).

“Между Родиной и родным краем существует непрерывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его — значит полюбить его ещё более глубоко”. А.С. Барков.

Наша малая Родина – это муниципальное образование “Двинское”, которое включает в себя посёлок Двинской, посёлок Липовик и территорию Ковозерского лесничества.

Сюжеты задач связаны с историей и жизнью нашего края. В ходе урока мы узнаем много нового о родном крае.

II. Устные упражнения.

1. Фронтальная беседа.

- сформулируйте правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями,

- сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей,

- сформулируйте правило деления обыкновенных дробей,

- расскажите, как найти число по дроби,

- расскажите, как найти дробь от числа.

2. Устное решение задач:

- Посёлок Двинской был основан в 1959 году, это на 29 лет позже, чем посёлок Липовик. В каком году был основан посёлок Липовик?

- Двинская сельская администрация создана в 1990 году. В каком году будет отмечаться 25-летие этого события?

- По данным на 1 января 2008 года в посёлке Липовик живут 119 человек, а в посёлке Двинской – 1208 человек. Что означает выражение:

119   1208; 1208 – 119; 1208 : 119

- Грейдер почистил от снега 1/5 часть дороги, что составляет 18 км. Чему равна длина технологических дорог ОАО “Двинской ЛПХ”?

Оформление тетради по математике: число, классная работа.

III. Решение примеров. Игра “Поле чудес”.

Каждому ученику дается карточка с заданием. Решите примеры, соотнесите ответы и буквы, прочитайте предложение и вы узнаете, какую тему по географии мы повторим на уроке.

А Б Е Ё З И К Р О С
6 7 20 9 6 1 4 6 1

1) 1 + 2 4) 15 : 2 7) 1 : 1 10) 2 · 2

2) 7 · 2 5) 10 – 3 8) 2 + 6

3) 1: 6) 2 · 3 9) 8 – 4

IV. Актуализация знаний по теме “Реки и озёра”.

Учитель географии.

Итак, тема урока “Реки и озёра нашего края”. (Приложение 2)

Воды суши в пределах Архангельской области представлены водами рек, озер, болот, ледников и подземными водами. В нашей области (не учитывая арктические острова) насчитывается около 190 тыс. озёр, около 72 тыс. рек и ручьев. Внимательно посмотрите на карту Архангельской области.

Откройте атласы, посмотрите на территорию Холмогорского района и приведите примеры крупных рек и озер. (Дети называют) Реки и озера образуют густую сеть нашего Холмогорского района.

Сейчас мы, используя презентацию, повторим материал прошлого урока.

Задания на проверку знаний.

- Что такое река, исток, устье, приток?

- Что такое речная долина? Из каких частей она состоит?

- Что такое озеро?

- Какие вы знаете типы озерных котловин?

Молодцы! Хорошо усвоили материал прошлого урока.

Учитель географии. Чтобы понятнее были задачи, которые вы будете решать, вспомним историю появления нашего поселка. (Учитель предоставляет слово ученику, который подготовил сообщение.)

Ученик.

“Двинское” — муниципальное образование в Холмогорском районе. Оно расположено на высоком правом берегу Северной Двины, в 133 км от Холмогор и в 199 км от Архангельска МО “Двинское” образовано в 1990 году. Территория МО “Двинское” площадью 114,3 га включает в себя территории двух населённых пунктов: Двинской (80 га) и Липовик (34,3 га). К МО “Двинское” относится и территория Ковозерского лесничества площадью 112679 га.

Возникновение поселка Двинской связано с заготовкой леса и пропускной способности Северной Двины. Первоначально планировалось строить поселок на реке Кова. Но из-за малой пропускной способности реки Кова, было решено начать строительство нового поселка Двинской на правом берегу Северной Двины. Датой рождения считается 1959 год.

V. Групповая работа.

Учитель математики.

Сейчас вы будете работать в группах. Первая группа будет выполнять задания по теме “Озёра”, вторая группа – по теме “Реки”.

1. Задание группам: приготовить рассказ о реках и озёрах нашего края, используя учебник, Интернет, дополнительную литературу, атласы, составить не менее 2-х задач для другой группы. (Каждой группе выдаются таблицы с числовыми данными)

Площадь Ковозерского лесничества –
112679 га
 
Площади озёр:

Ковозеро – 1671 га

Ош – 57 га

Переднее – 98 га

Заднее – 289 га

Березницкое – 78 га

Юмозеро - 47 га

Чевчеозеро – 70 га

Каргозеро - 54 га

Кыксвар – 24 га

Кярныш – 48 га

Длины рек:

Северная Двина - 744 км

Пиньгиша –142 км

Ухваж – 77 км

Кова – 29 км

Большая Конокса – 30 км

Большая Кирокса - 20 км

2. Отчёт о работе групп. Выступления учащихся.

Примерные задачи.

Площадь озера Ош составляет 57 га, площадь озера Кыксвар – 24 га. Во сколько раз площадь озера Кыксвар меньше, чем площадь озера Ош?

Длина речки Большая Конокса – 30 км, а речки Большая Кирокса в 1,5 раза меньше. Какова длина реки Пиньгиша, если она в 7,1 раза длиннее Кироксы?

Площадь озера Кыксвар – 24 га, а площадь Ковозера – в 69 раза больше. Чему равна площадь Ковозера?

VI. Подведение итогов урока.

Каждая группа анализирует выступление другой группы.

- Молодцы! Спасибо за работу.

- Что мы сегодня узнали нового?

- Что нам пригодится в жизни?

Выставление оценок.

Учитель географии.

Хочется закончить наш урок словами интересного человека, писателя и поэта - Всеволода Троицкого:

Мне чувство Родины дороже прочих чувств...
Понять его не каждому дано.
Я б без него стал немощен и пуст,
Мне без него не жить бы все равно!

Россия, Родина! Я бью тебе челом!
Прими любовь сыновнюю мою!
Я твой навек, и сердцем, и умом.
Я, как солдат, всегда в твоем строю!

Информационные ресурсы

1. www.redstar.ru

2. “География Архангельской области” Учебное пособие под ред. Н.М. Бызовой. Я.К.Премининой Москва, “Спортакадемпресс” 2001.

3. Герасимова “География, 6 класс”. Дрофа, 2000.