Урок-исследование на тему "Какие бывают поля" по разделу "Окружающий мир". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

1) создать условия для формирования первичного представления учащихся о большом разнообразии полевых культур;
2) раскрыть значения и роль полевых культур для жизнедеятельности человека;
3) продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обучение, классификация, анализ), практических умений (работа с гербариями, справочной литературой);
4) воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира; учиться видеть и ценить прекрасное.

Цель урока: обобщить знания учащихся о культурах, растущих на полях, о значении этих культур для человека.

Оборудование: предметные картинки, гербарные экземпляры зерновых культур, коллекция семян по группам растений, муляжи овощей, таблички с опорными понятиями; ручки, цветные и простые карандаши.

ХОД УРОКА

Дети разбиваются на группы “учёных–исследователей”. На столах таблички: “Группа научных сотрудников по овощным культурам”, “Группа научных сотрудников по бобовым культурам”, “Группа научных сотрудников по зерновым культурам”, “Группа научных сотрудников по масляным культурам”, “Группа научных сотрудников по прядильным культурам”.

I. Оргмомент.

“ Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на уроке, рада снова встретиться с вами – моими юными учёными. Все мы прекрасно знаем, что работа любого учёного – это не только работа за книгами и компьютером – это ещё и исследование. И вот сегодня мы продолжим изучать с вами полевые культуры, увидим их многообразие. Выясним, какое значение и роль играют эти культуры в жизни человека. Но, что ещё интереснее, проведём большую исследовательскую работу по изучению многообразия полей и тех культур, которые на них произрастают.

Таким образом, уходя с сегодняшнего урока, я надеюсь, вы по – праву почувствуете себя настоящими учёными – исследователями, первооткрывателями”.

II. Актуализация знаний.

Мне не терпится приступить к работе. А вам? Тогда, приступим, в добрый час и удачи!”

“Для начала я бы хотела вспомнить вместе с вами, где мы были на прошлом уроке? (на предыдущем уроке учащиеся посетили семенную лабораторию; беседа по результатам экскурсии):

– что такое семенная лаборатория?

– зачем создают семенные лаборатории?

– а почему лабораторию называют семенной?

– с какими группами растений мы познакомились?

– для чего высеваются культуры на полях?

Сейчас я предложу вам выполнить небольшое тестовое задание, чтобы с новыми силами и крепкими знаниями приступить к исследовательской работе.

Тестовое задание

(Задание: обвести номер правильного утверждения. Ответы: 1 2 3 4 5)

  1. Овёс – это зерновая культура.
  2. В семенной лаборатории пекут хлеб.
  3. Из подсолнечника получают масло.
  4. Картофель – это прядильная культура.
  5. Хлеб пекут из муки, которую получают из зёрен пшеницы, ржи.

А теперь подведём итог работы (ребята обмениваются тестами с соседом. Сверяют ответы и оценивают друг друга; работают дети в группах)

“Может быть, мы с вами немного отдохнём? Тогда предлагаю вам немного отвлечься, а то у нас ещё впереди много работы” (проведение физкультминутки):

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушаем.
Тише, тише,
Высоко прыгай на носках,

Легко!

III. Изучение нового материала и обобщение знаний.

Приступим к работе!

  1. Каждый из вас является членом определённой группы исследователей – научных сотрудников. Может вы мне объясните, что объединяет растения в ту или иную группу?
  2. Обратите внимание, что работать мы будем в группах по инструктивным карточкам оранжевого, а затем зелёного цвета (см. приложение).

    (На доске из табличек составлен рисунок – схема “Поля”)

    Каждая группа учащихся работает сначала по инструктивной карточке оранжевого цвета, готовят устные ответы.

    Заслушиваются высказывания учащихся, а учитель дополняет их материалом рубрики “Знаетели вы?”

    Формулируется вывод об основных группах полевых растений и какие черты у семян этой группы растений.

  3. Затем ребята приступают к работе по инструктивной карточке зелёного цвета, используя гербарии, картинки, чтобы описать особенности растений той или иной группы (см. приложение 1).
  4. Формулируется вывод об особенностях растений различных полевых групп.

  5. Мы сделали много, рассмотрели и семена различных растений, и выделили основные черты растений той или иной полевой группы, и сформулировали выводы. Пора бы и передохнуть.
  6. Проведение физкультминутки:

На полянке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу – жу – жу,
Жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь
Низко – низко наклоняюсь.

А пока вы успокаиваете своё дыхание, работу сердца, я вам расскажу немного того, что нашла в научных библиотеках мира (учитель рассказывает дополнительную информацию из литературных источников). См. приложение.

IV. Закрепление знаний.

И так, друзья, проведём полный анализ нашей научно – исследовательской работы. Предварительно просмотрим материал стр.132– 140, на отдельных листах нарисуйте растения из своих групп, узнав их характерные черты. Из рисунков детей можно сделать в классе “Выставку – отчёт о научном исследовании учащихся”.

V. Итоги и выводы.

Ура! Мы сделали огромную работу. Все немного устали, но радости от проделанного намного больше. Какой же отчёт мы можем отослать учёным мира? (формулирование вывода, отвечая на вопросы учителя).

– Что мы сегодня исследовали?

– что объединяет растения в ту или линую группу?

– где человек использует полевые культуры?

– какие полевые культуры выращиваются на наших полях?

Не перестаю вами восхищаться! Какие вы все умные, способные, гениальные! Даже я многое узнала на нашем уроке, и многому вы меня научили. Спасибо вам за работу!

Кажется, у нас немного осталось времени до конца урока. Тогда, может. Загадаем друг другу загадки? (ученики загадывает загадки о растениях свой группы). См. приложение.

VI. Домашнее задание:

повторить материал урока, учебник стр. 132– 140. Вспомните, что является главным богатством Белгородской области.

VII. Рефлексия.

Мне очень понравилось с вами работать. Я думаю, что сегодняшними нашими исследованиями вы можете поделиться дома с родными. Они этого не знают и им будет очень интересно. А когда скажите, что вы уже исследователи – они будут горды за вас.

Приложения