Открытый урок физики по теме "Сила трения. Трение в природе и технике". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;

- совершенствовать навыки групповой работы;

- развивать речь, логическое мышление, трудоспособность.

Оборудование: брусок деревянный, динамометр, набор грузов, фломастеры или карандаши, проектор, презентации.

Тип урока: формирование новых знаний.

Учебник: “Физика-7” А.В.Перышкин.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания. (Краткий фронтальный опрос о сложении сил, направленных по одной прямой)

III. Постановка фронтального опыта.

- Всем вам ребята приходилось кататься на велосипеде, коньках, лыжах, санках с горы, но через некоторое время вы наблюдали, что скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Давайте проведем на демонстративном столе небольшой опыт: немного толкнем деревянный брусок по столу. Что будет наблюдаться? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Куда направлены силы? Трение было открыто еще 400 лет назад. Оно встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь. Приведите примеры подобных явлений движения тел из жизни, техники. В итоге учитель дает определение явления трения.

- При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения.

IV. Сообщение темы и целей урока (слайд 1).

- Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу направленная против движения, называется силой трения (слайд 2).

- Существуют несколько причин возникновения силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел (слайд 3). Но первой причиной возникновения силы трения является шероховатость тел. Различают несколько видов силы трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения (показ слайдов 4-7).

V. Физический эксперимент.

Учащиеся получают карточки для групповой работы (слайды 8-10).

№1 “Сравнение сил трения скольжения и качения”.

№2 “Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей”.

№3 “Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей”.

VI. Вывод экспериментов (слайд 11).

  1. Cила трения зависит от свойств соприкасающихся тел (от рода поверхностей).
  2. Cила трения зависит от силы давления и не зависит от площадей трущихся поверхностей.

VII. Решение качественных задач.

1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?

2. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

3. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

4. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?

5. Почему при росе косить траву легче? Какая пословица говорит об этом? (Cлайды)

VIII Подведение итогов и домашнее задание.

- Что такое сила трения?

- Когда она возникает?

- Как направлена?

- Каковы причины её возникновения?

- Какие виды знаете?

- От чего она зависит и от чего не зависит?

Домашнее задание: п.30-32, вопросы.

Литература

  1. В.И.Лукашин, Е.И.Иванова Сборник задач по физике для 7-9 классов. общеобразовательных учреждений. М.;Просвещение, 2000 .
  2. И.В.Свиридов, В.А.Буров Фронтальные экспериментальные задания по физике 6-7 классов: Пособие для учителей.М.Просвещение, 1981.
  3. А.В.Перышкин Учеб. Для 7 класса для общеобразовательных учреждений М. Дрофа, 2005 г.

Эксперимент №1

Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела

Порядок выполнения работы

1. Определите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.

3.Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок-два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показания динамометра, соответствующее началу движения бруска.

4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6. Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше - вес тела или максимальная сила трения покоя; максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения; сила трения скольжения или сила трения качения?

Эксперимент №2

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Порядок выполнения работы

1. Определите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по поверхности линейки трибометра, б) по гладкой бумаге, в) по наждачной бумаге. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в тетрадь.

3. Ответьте на контрольные вопросы:

- Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? От шероховатости трущихся поверхностей?

- Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

Эксперимент №3

Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей

Порядок выполнения работы

1. Определите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь

3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 3.

5. Ответьте на контрольные вопросы:

- Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?

- Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

Презентация