I. Пояснительная записка.
“Россия должна вновь стать великой державой” (В.В.Путин)
Одна из важнейших составляющих процесса воспитания подрастающего поколения - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Каждому из нас важно чувствовать себя необходимой частицей большой - многомиллионной, сильной - способной защитить тебя, славной и доброй семьи - Родины.
Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс.
Введение школьников в мир истории целесообразно совмещать на более близком и понятном ученикам материале - истории родного края, семьи.
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, слушая рассказы своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому программа построена преимущественно на краеведческом материале.
Воспитание интереса к истории малой Родины, ее боевому прошлому способствует оптимальной социализации обучающегося, в будущем - успешной интеграции в современное общество.
Основная цель программы: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе восприятия и осмысления исторического опыта своей малой Родины.
Задачи:
- воспитание обучающегося в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, своей малой Родине;
- ознакомление с историей родного края.
Программа является составной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
Предполагаемые результаты.
Осуществление настоящей программы позволит:
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
- сформировать у обучающегося активную гражданскую позицию;
- оказывать регулярную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
- приобрести детям знания об истории поселка, района, страны;
- заполнить свободное время школьника социально значимыми, интересными делами;
II. Тематический план на 2010-2011 учебный год.
№ п/п |
Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Что такое Родина? | 1 | |
2 | Символы России. | 2 | |
3 | Моя малая Родина - моя семья. | 3 | |
4 | Моя малая Родина - мой поселок (в т.ч. посещение школьного музея) | 5 | |
5 | Великая Отечественная война. | 5 | |
6 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 10 | |
7 | Великая Отечественная война в судьбе моей семьи. | 1 | |
8 | День Победы. | 2 | |
9 | Говорят обелиски. | 3 |
III. Содержание.
Тема № 1.
Что такое Родина? (1 час). (Наша Родина - Российская Федерация; Москва - столица нашей Родины; территория; население).
Тема № 2.
Символы России (2 часа).
- Государственные символы. Флаг, герб, гимн РФ;
- Конституция - основной закон нашего государства.
Тема № 3.
Моя малая Родина - моя семья (3 часа)
- понятие “малая Родина”; за что мы ее любим?; рисунки своей семьи;
- моя улица, мой дом;
- мои родители, бабушки, дедушки.
Тема № 4.
Моя малая Родина - мой поселок (5 часов)
- посещение школьного музея;
- история создания, герб;
- место поселка в районе, области, России;
- памятные места поселка;
- настоящее и будущее поселка + рисунки любимых мест.
Тема № 5.
Великая Отечественная война (5 часов)
- как мы относимся к войне?;
- начало Великой Отечественной войны; оборона Бреста;
- битва за Москву;
- Сталинградская битва;
- блокада Ленинграда, дети блокады;
- солдаты-освободители.
Тема № 6.
Наш край в годы Великой Отечественной войны (10 часов)
- начало войны; эвакуация мирных жителей; оккупация; концлагерь;
- начало движения подпольщиков и партизан;
- наши герои: Сергей Моисеенко, Нина Куковерова, Евгений Михайлов, И.И.Корниенко.
- Братский партизанский край;
- Курган Дружбы (фильм);
- освобождение поселка от фашистов;
- Знамя Победы.
Тема № 7.
Великая Отечественная война в судьбе моей семьи (1 час). Рассказы и рисунки детей.
Тема № 8.
День Победы (2 часа). Рисунки - открытки ветеранам, чтение стихов о войне.
Тема Тема № 9.
Говорят обелиски (3 часа)
- интерактивные занятия - экскурсии по местам расположения памятников.
IV. Литература.
- А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В А.Тишков. Коцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. “Просвещение”, 2010.
- Героико-патриотическое воспитание в школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Ю.В.Куканов. Себеж. - Л. “Лениздат”, 1979.
- Е.И.Никитин. Курган Дружбы. - “Лениздат”, 1974.
- Л.X.Слободской. В Братском партизанском крае. -Л. “Лениздат”, 1983.
- О.С.Смирнов. Уходили мальчишки в партизаны. “Лениздат”, 1982.
- Материалы и документы Музея боевой славы имени И.И.Корниенко при МОУ “Идрицкая средняя общеобразовательная школа”.