Программа военно-патриотического воспитания для учащихся 1-х классов

Разделы: История и обществознание


I. Пояснительная записка.

“Россия должна вновь стать великой державой” (В.В.Путин)

Одна из важнейших составляющих процесса воспитания подрастающего поколения - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Каждому из нас важно чувствовать себя необходимой частицей большой - многомиллионной, сильной - способной защитить тебя, славной и доброй семьи - Родины.

Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс.

Введение школьников в мир истории целесообразно совмещать на более близком и понятном ученикам материале - истории родного края, семьи.

Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, слушая рассказы своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому программа построена преимущественно на краеведческом материале.

Воспитание интереса к истории малой Родины, ее боевому прошлому способствует оптимальной социализации обучающегося, в будущем - успешной интеграции в современное общество.

Основная цель программы: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе восприятия и осмысления исторического опыта своей малой Родины.

Задачи:

  • воспитание обучающегося в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, своей малой Родине;
  • ознакомление с историей родного края.

Программа является составной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).

Предполагаемые результаты.

Осуществление настоящей программы позволит:

  • продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
  • сформировать у обучающегося активную гражданскую позицию;
  • оказывать регулярную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
  • приобрести детям знания об истории поселка, района, страны;
  • заполнить свободное время школьника социально значимыми, интересными делами;

II. Тематический план на 2010-2011 учебный год.

№ п/п

Тема Кол-во часов Дата
1 Что такое Родина? 1  
2 Символы России. 2  
3 Моя малая Родина - моя семья. 3  
4 Моя малая Родина - мой поселок (в т.ч. посещение школьного музея) 5  
5 Великая Отечественная война. 5  
6 Наш край в годы Великой Отечественной войны. 10  
7 Великая Отечественная война в судьбе моей семьи. 1  
8 День Победы. 2  
9 Говорят обелиски. 3  

III. Содержание.

Тема № 1.

Что такое Родина? (1 час). (Наша Родина - Российская Федерация; Москва - столица нашей Родины; территория; население).

Тема № 2.

Символы России (2 часа).

  • Государственные символы. Флаг, герб, гимн РФ;
  • Конституция - основной закон нашего государства.

Тема № 3.

Моя малая Родина - моя семья (3 часа)

  • понятие “малая Родина”; за что мы ее любим?; рисунки своей семьи;
  • моя улица, мой дом;
  • мои родители, бабушки, дедушки.

Тема № 4.

Моя малая Родина - мой поселок (5 часов)

  • посещение школьного музея;
  • история создания, герб;
  • место поселка в районе, области, России;
  • памятные места поселка;
  • настоящее и будущее поселка + рисунки любимых мест.

Тема № 5.

Великая Отечественная война (5 часов)

  • как мы относимся к войне?;
  • начало Великой Отечественной войны; оборона Бреста;
  • битва за Москву;
  • Сталинградская битва;
  • блокада Ленинграда, дети блокады;
  • солдаты-освободители.

Тема № 6.

Наш край в годы Великой Отечественной войны (10 часов)

  • начало войны; эвакуация мирных жителей; оккупация; концлагерь;
  • начало движения подпольщиков и партизан;
  • наши герои: Сергей Моисеенко, Нина Куковерова, Евгений Михайлов, И.И.Корниенко.
  • Братский партизанский край;
  • Курган Дружбы (фильм);
  • освобождение поселка от фашистов;
  • Знамя Победы.

Тема № 7.

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи (1 час). Рассказы и рисунки детей.

Тема № 8.

День Победы (2 часа). Рисунки - открытки ветеранам, чтение стихов о войне.

Тема Тема № 9.

Говорят обелиски (3 часа)

- интерактивные занятия - экскурсии по местам расположения памятников.

IV. Литература.

  1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В А.Тишков. Коцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. “Просвещение”, 2010.
  2. Героико-патриотическое воспитание в школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ю.В.Куканов. Себеж. - Л. “Лениздат”, 1979.
  4. Е.И.Никитин. Курган Дружбы. - “Лениздат”, 1974.
  5. Л.X.Слободской. В Братском партизанском крае. -Л. “Лениздат”, 1983.
  6. О.С.Смирнов. Уходили мальчишки в партизаны. “Лениздат”, 1982.
  7. Материалы и документы Музея боевой славы имени И.И.Корниенко при МОУ “Идрицкая средняя общеобразовательная школа”.