Задание классу: (дается заранее)
- Выбрать команду из 6 человек: капитана, штурмана, пилота, инженеров-исследователей (2 чел.), врача.
- Подготовить название команды, эмблему (на математическую тему), приветствие команде соперников, жюри, болельщикам, представить команду (рассказать немного о себе), можно номер художественной самодеятельности.
- Подготовить домашнее задание: сочинить математические частушки (не менее 3 штук, можно больше. Оценивается содержание, исполнение, костюмы.
- Подготовиться к конкурсу "Великие математики": (Евклид, Эратосфен). Знать в каком веке жил, где, чем знаменит (хотя бы один пример).
- Подготовить по 2 вопроса команде соперников.
- Вспомнить пословицы, поговорки, загадки, в которых есть цифры (на конкурсе нужно говорить наизусть, а не читать по готовому).
- Спросить у родителей или самим вспомнить, какие лекарства можно принять от болезни головы, от болезни живота, от температуры, от болезни сердца.
Ход игры
Сегодня мы проводим математическую игру и посвящаем этот праздник 45-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать, нужно прежде всего математику знать.
Ю.А. Гагарин очень много учился: сначала окончил школу, ремесленное училище, потом индустриальный техникум с отличием. Потом окончил аэроклуб, поступил в Оренбургское авиационное училище. В 1960 г. переступил порог школы советских космонавтов. Ну, а что случилось 12 апреля 1961 года, вы уже хорошо знаете. Но на этом его учеба не закончилась. Он окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. И я, думаю, что он сделал бы еще очень многое, но, к сожалению, его жизнь оборвалась очень рано, в 34 года.
Итак, чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать, нужно, прежде всего, математику знать.
Сегодня в нашей игре участвуют 2 команды: команда 5"А" класса , команда 5"Б" класса.
Наше жюри: ученики 10-х классов.
А сейчас я предоставляю слово командам для представления. Жюри оценивает представление команды по 5-ти балльной системе.
1 конкурс.
Представим себе, что наши команды – это команды космических кораблей, которым сегодня предстоит сегодня совершить воображаемое путешествие в космос. Сейчас мы проверим, насколько вы готовы к полету . Пожалуйста, команда 5"Б" класса, на сцену. Команде в течение 1 минуты будут задаваться вопросы. На которые вы должны очень быстро отвечать. Если вы не знаете ответа, то говорите "дальше". Задание понятно? Количество баллов за это задание - это количество правильных ответов. Команда готова? Поехали.
Вопросы команде 5"Б" класса:
- Как назвать число, в котором 7 десятков? (70)
- Угол, меньший прямого (острый)
- Сколько сантиметров в метре? (100)
- Как называется сумма длин сторон многоугольника? (периметр)
- Сколько лет в одном веке? (100)
- Наименьшее трехзначное число(100)
- Результат вычитания (разность)
- Величина развернутого угла (180º)
- Сколько граммов в килограмме? (1000)
- Сколько пальцев на руке? (5)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько сторон у квадрата? (4)
- Прибор для измерения углов (транспортир)
- Сколько нулей в записи числа " миллиард" (9)
- Наименьшее простое число (2)
- Какую часть метра составляют 50 см? (1/2)
- Результат умножения (произведение)
Далее команда 5"А" класса.
- Сколько десятков в числе 18? (1)
- Результат сложения (сумма)
- Сколько секунд в минуте? (60)
- Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
- Прибор для построения окружности (циркуль)
- На какое число нельзя делить? (на 0)
- Сколько цифр вы знаете? (10)
- Результат деления (частное)
- Сколько часов в сутках? (24)
- Наибольшее двузначное число (99)
- Величина прямого угла (90º)
- Радиус окружности 6 см, чему равен ее диаметр? (12 см)
- Угол, больший прямого (тупой)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)
- Сколько секунд в минуте? (60)
- Как назвать число, в котором 10 десятков? (100)
2 конкурс.
Чтобы вывести корабль на орбиту, надо проложить курс. Это сделают наши штурманы. Пожалуйста, штурманы выходите к доске. (На доске нарисованы 4 круга (планеты), под номерами 1, 2, 3, 4. Надо соединить их отрезками с завязанными глазами, начиная с цифры 1 и т. д. и вернуться опять к цифре 1. Максимальное количество баллов – 4.
3 конкурс.
Итак, штурманы проложили курс, теперь пилоты должны выводить корабль на орбиту. Посмотрим, кто быстрее и правильнее это сделает. Выходят пилоты. Пилоты решают примеры, поднимаясь по лесенке, кто быстрее и правильнее это сделает. Максимальное количество баллов – 5.
Итак, корабли в полете. Команды получили послание с другой планеты. Его надо расшифровать. Это сделают наши бортинженеры.
4 конкурс.
Выходят бортинженеры для разгадывания кроссвордов.
По горизонтали:
- Три точки, не лежащие на одной прямой и соединенные отрезками, образуют...
- Часть прямой, ограниченная с одной стороны.
- Часть прямой, ограниченная с двух сторон.
- Число, которое делим, называется...
- Что имеют квадрат и треугольник, а круг и овал – нет?
Количество баллов по количеству разгаданных слов. На решение кроссворда – 5 минут. Пока бортинженеры работают, команды соревнуются в конкурсе «Знаете ли вы великих?» Команды по очереди вытягивают табличку с именем ученого (Евклид, Эратосфен)
Итак, послания расшифрованы. Команды приглашены на другую планету. Прилетев на планету, команды выпустили своих инженеров-исследователей. Пожалуйста, на сцену.
5 конкурс.
Представьте себе, что вы вышли на другую планету. Вам нужно сейчас сделать картинку на тему "Что я увидел на другой планете", причем в картинке обязательно используйте геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, окружности и другие, (дать цветную бумагу, клей, фигурки не вырезать, а просто рвать руками.) На выполнение 7-10 мин. Максимальное количество баллов – 5.
Пока инженеры исследуют другую планету, команды отдыхают.
(В это время математические частушки, оценивается исполнение, содержание, костюмы, если командам нужно подготовиться, то пока игра со зрителями: вопросы болельщикам 5"А" и 5"Б" классов, за правильные ответы баллы).
Вопросы:
- Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?
- В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?
- Назовите корабль, на котором летал первый космонавт?
- В комнате горели 5 лампочек, две из них перегорели, сколько лампочек осталось?
- На руках десять пальцев, сколько пальцев на десяти руках?
- Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?
- Что тяжелее килограмм рублёвых монет или полкилограмма двухрублёвых монет?
- Месяц обычно заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
- Ты пилот самолёта, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?
Часы досуга команды проводят очень интересно: они задают друг другу вопросы, вспоминают пословицы и поговорки. Конкурс пословиц и поговорок, в которых встречаются цифры. Кто назвал последний, та команда получает 1 балл. Далее вопросы команде соперника. За правильный ответ – 1 балл. Жюри подводит итоги.
Побывав на другой планете, команды подхватили какой-то вирус, у них поднялась температура и заболела голова. Нужна помощь врачей.
6 конкурс.
Врачи – на сцену. Из списка лекарств вам нужно выбрать лишнее. Кто быстрее и правильнее это сделает. Максимальное количество баллов – 2. (лекарства для одной команды: анальгин, цитрамон, валидол, пенталгин. Лишнее – валидол, т.к. остальные от боли; лекарства для другой команды: парацетамол, аспирин, но-шпа, колдрекс. Лишнее – но-шпа, т.к. остальные жаропонижающие).
Итак, команды здоровы. Пора возвращаться домой. Попали в метеоритный дождь. Чтобы не столкнуться с метеоритом, командиры корабля должны быть очень внимательны, чтобы провести корабль по безопасным местам.
7 конкурс – конкурс капитанов.
Сейчас вам предлагается картинка с черными и красными числами. Черные – это метеориты. А вы должны провести корабль по красным (безопасным) цифрам, посчитав их, начиная с 1 до 25. Кто быстрее это сделает получает 1 балл. ( Жюри замечает время).
Итак, командир удачно провел и приземлил корабль. Все благополучно вернулись на Землю.
Жюри подводит общий итог полета, учитывая конкурс капитанов.
Награждение.