Эмоциональные состояния дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в силе охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из массы окружающих объектов, предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность требует определенного (положительного) эмоционального настроя, от этого будет зависеть ее эффективность. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками.

Эмоции – важный показатель всех психических процессов, они делают их полноценными и обеспечивают основу успешной познавательной деятельности.

Важным источником развития эмоционального мира является содержание изучаемых предметов. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать событиям и персонажам. Воспитатель должен быть полностью уверен, что малыш, верно, понимает изображаемое явление и ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств. В группе желательно оформить уголок сказки или уголок книги. Там должны находится куклы персонажей.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции закрепилось понятие эмоциональных ощущений, как способа поддержки жизненного процесса в его оптимальных границах. Маленькие дети чувствуют не меньше нашего. Может быть, даже чувствуют больше. И их переживания интенсивнее и ярче. Кроме того их нельзя отвлечь от той реальности которая их беспокоит.

Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищите ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру.

Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – разнообразные чувства и эмоции. Они зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В них проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции – своеобразные личностные отношения человека к окружающему его миру, действительности и к самому себе. Они не существуют вне познания и деятельности человека, возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источником эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, который жажды не испытывает, то может возникнуть неудовольствие, раздражение. Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлением человека, особенностями его воли и характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов, меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Мир эмоций очень сложен, разнообразен. Сложность при анализе чувств, объясняется тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживание в речи.

Движение приносит радость малышам, следовательно, оказывает положительное влияние на их психическое развитие. Эмоции человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц, тела, жесты).

У искренне радующегося ребёнка округляются и блестят глаза, губы растягиваются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживание, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Регулирующие механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его росту. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека, они вызывают изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Иногда эмоции достигшие, крайнего напряжения, трансформируются в безобидные процессы, такие как плач, продолжительность которого 15 минут. Этого хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает расслабление или облегчение.

Эмоции и чувства взаимосвязаны. Чувства формируются и развиваются на основе эмоции. Эмоции возникают при непосредственном удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, сне.

Любое переживание – волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo (“потрясаю, волную”) от которого произошло и само слово “эмоция”.

Волнение – неспокойное состояние. Но возникает вопрос – а, что такое спокойное состояние? Как оно осознается?

Эмоции можно разделить на стенические и астенические.

Стенические – эмоции повышающие жизненный тонус.

Астенические – эмоции снижающие жизненный тонус, т.е. являются полной противоположностью.

Поэтому мы можем сказать, если ребенок проявил известную сдержанность во внешних проявлениях или переживаниях эмоции гнева, страха, оскорбления, ярости и т.д., то само переживание этих эмоций носит менее интенсивный характер. Следовательно, сдерживание внешних проявлений эмоций приводит к известному ее ограничению в характере переживаний.

Полное подавление внешних проявлений сильного переживания может привести к тому, что это переживание окажется более длительным, более “застойным” поскольку не получило проявления в таких формах, которые приводят к разрядке и завершению переживания. Если ребенок “уходит” в свои тягостные переживания, замкнут, стремится всячески замаскировать свои чувства, то это ведет к их усилению. Полезно дать человеку “выговориться” иногда пожаловаться, поплакать чтобы изжить горе нужно дать возможность человеку пережить эмоции.

Существует тесная связь эмоций с такими познавательными процессами, как память и воображение.

Виды эмоциональных состояний

Настроение – это более или менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.

Настроение всегда имеет причину. Ею может быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья.

Аффективное состояние – выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Оно всегда имеет какое-то завершение. Это, например удовлетворение и т.д.

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

Фрустрация – это крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающее стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой дезорганизации сознания и деятельности.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказывается затронутыми глубокие личностно-значимые отношения.

У избалованных детей, при отсутствии или ограничении чего-либо, часто возникает фрустрация. В этом состоянии человек испытывает особое сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается, как крайняя досада, озлобленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Актуальность проблемы изучения эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется представление о мире, а также проявляются новые чувства и эмоции, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Список литературы:

  1. Бреслаев Г.М.: Эмоциональные особенности формирования личности в
  2. детстве: Норма и отклонение. - М: Педагогика, 1990. – 144 с.
  3. Герман Л.Я. Психология эмоциональных отношении: Учебно метод.
    Пособие. М.: Просвещение 1987. – 125 с.
  4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - Спб.: Питер, 2001. - 725 с.
  6. Рожина Л.Н. Развитие эмоц. мира личности: Уч. метод. Пособие. - М.:
    Университецкая, 1999. - ( 17 - 95)
  7. Чистяков М.И. Психогимнастика. Под ред. И.М. Буянова. – М.: Просвещение. – 1990. – 128 с.
  8. Самые маленькие в детском саду.В.Сотникова.М.:Просвящение.-2005.-148с.