Цель:
- Социокультурная: приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир, введение их в круг важнейших социокультурных ценностей.
- Содержательная: наполнение категории «Дорога».
- Развивающая: развитие единого контекста в группе.
- Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Учебник «Истоки» 2 класса, фонограмма песен, мультимедиа презентация.
Ход урока
I. Присоединение к теме:
Здравствуйте, дорогие гости и родители! Мы очень рады встрече с вами. Думаю, что на уроке все будут внимательными слушателями, активными участниками, доброжелательны друг к другу.
Сегодня мы с вами поговорим. О чём?
Догадайтесь: Лежит брус во всю Русь, а станет – до неба достанет.
– Что самое длинное в мире? (Дорога) 1 слайд
– Да, поговорим о путях-дорогах. 2 слайд
Чтение учащейся стихотворения М. Исаковского «Вишня».
“Вишня”
В ясный полдень, на исходе лета,
Шёл старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нёс её домой.
Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: “Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу!
Пусть растёт большая-пребольшая,
Пусть идёт и вширь, и в высоту,
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету!
Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладной тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может, статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят, экая досада, –
Я об этом вовсе не тужу.
Не хотят – не вспоминай, не надо,
Всё равно я вишню посажу!”
II. Ресурсный круг
– А сейчас, ребята, давайте с вами попробуем представить образы, звуки и ощущения, которые мы можем увидеть, услышать и почувствовать во время нашего путешествия. (Дети встают в круг и проговаривают я вижу…я слышу…я чувствую…)
Образы (я вижу) | Звуки (я слышу) | Ощущение (я чувствую) |
Остановка | Голоса | Ожидание |
Автобус | Шум мотора | Радость |
Путник | Шум ветра | Усталость |
Памятник герою | Взрывы снарядов | Гордость |
Ребята, вы очень хорошо представили и ощутили путь по которому пошагаем дальше. (муз.песня «Вместе весело шагать…»)
III. Подготовительный этап.
– Какие бывают пути-дороги?
Да они бывают видимые и невидимые. Старые и новые. Старая дорога добрая, как люди. По ней идет наша память. Давайте посмотрим и почувствуем старые дороги.
По проторённым широким дорогам неспешно передвигались купеческие караваны слайд 3, стремительно проносились всадники слайд 4, шли усталые путники. (мультимедиа) слайд 5
Дороги разные, встречаются и люди разные. Долгий путь располагал к доверительной беседе, к раздумьям о жизни, о правде и совести. В дороге люди становились откровенными.
Издавна на Руси существует закон гостеприимства. Какой?
Путников не обижали, пускали переночевать – это был закон гостеприимства. Путь-дорога раскрывала человека. Становилась виднее, кто смел и щедр, а кто скуповат и себе на уме.
Можно было встретить и нарядный свадебный поезд, слайд 6 и праздничную толпу. У всех свои дела, заботы и радости.
Но были дороги неизведанные. Слайд 7 Наши предки не раз искали путь к счастью. Надеялись найти земли урожайные и вольные, мирные и безбедные.
Веками, поколение за поколением, они обживали новые места, строили деревни и города и вновь прокладывали дороги.
Нередко путь-дорога уводила людей от злых врагов, от горя и болезней.
Иных же она вела к уединению и утешению. В лесах, на островах у озёр они возводили монастыри слайд 8 и молились Богу за всех. К ним шли паломники слайд 9, чтобы поклониться святому месту, иконе. (Выступление родителей-паломников, посетивших святые места с показом фотографий).
В наши дни на дорогах стали и скорости, и порядки другие. Слайд 10 Но по прежнему путь-дорога многому учит человека.
Слайд 11 (муз. песня «Эх, дороги»)
(показ слайда памятника погибшим в посёлке Поречье).
– Что означает этот памятник?
– Это так в наше время обозначены фронтовые дороги, по которым шли наши деды и прадеды. У неё они и погибли, защищая Родину. Вспомним и почтим память погибших минутой молчания.
IV. Основной этап. АФО
– Дети, а наша жизнь не похожа на путь-дорогу?
Очень часто путь-дорога связана с различными переживаниями. Дорога соединяет и разделяет людей.
Слайд 12
Расставить стрелки у слов (в группе): Определить, что объединяет и разъединяет в жизни
Разделяет | Соединяет |
счастье встречи разлука рождение книга успех бесславие горе правда |
Проверка.
Как связаны слова жизнь и дорога?
– Не всегда дорога бывает прямой и гладкой. Встречаются и перекрёстки. Приходится выбирать между добром и злом. Но она прекрасна!
– Давайте спросим у ваших родителей, где та дорожка, которая вывела их в жизнь. (Выступление бабушки ученицы 2 «а» класса о своём жизненном пути с показом наград и грамот).)
V. Итоги урока.
Мы – путники на дороге жизни. Куда пойти, по какому пути? Слайд 13 (ответы детей)
- Путь к счастью.
- Путь к спасению.
- Путь к правде.
- Путь к успеху.
Вы сделали по своей дороге первые шаги, главное, чтобы на этой дороге никогда не оставаться одному. Пусть ваши дороги будут добрыми,а путь истинным.
Пусть рядом с вами будет больше добрых людей Слайд 14
VI. Рефлексия:
– О чём задумались после нашей беседы?
– Что важного для себя узнали.
– Оцените, получилось ли сегодня общение?
–Я очень хочу, чтобы наш разговор на сегодняшнем уроке остался в ваших маленьких душах. Уходя с урока, возьмите в дорогу с собой слова-напутствия.