Цель: в доступной форме ознакомить детей с географическим положением Хабаровского края. Познакомить детей с символикой Хабаровского края. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем крае, районе. Развивать познавательную активность, логическое мышление, грамматически правильную речь. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, району, желание лучше узнать его историю.
Оборудование: модель карты России; две карты Хабаровского края, одна из них представлена в виде пазл; герб и флаг Хабаровского края; изображения флоры и фауны Хабаровского края; альбомный лист, фломастеры (чёрный, зеленый, красный) на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы живем?
Мы живем на планете Земля.
Учитель: Как называется наша страна?
Наша страна называется Россия.
Учитель: кто из вас назовет край, район, село в котором мы живем.
– Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба.
Учитель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина - это город или село, где он родился. Из множества маленьких уголков состоит наша общая, великая страна.
У каждого города, края, района, как и у каждого человека, свой возраст. И в этом году нашему Хабаровскому краю исполнилось 72 года. 20 октября 1938 года обширный Дальневосточный край, включивший всю территорию русского Дальнего Востока, был разделён на Приморский и Хабаровский края.
Посмотрите на карту (показать детям на карте границу России, дальнего востока, выделить черным цветом границу Хабаровского края, зеленым - Комсомольский район и красным цветом поселок в котором живут дети)
Учитель: вот, ребята, посмотрите, какая большая страна Россия Хабаровский край меньше, мы обозначили его границы черным цветом, Комсомольский район еще меньше, и совсем маленькая по размерам наш поселок Хурба - это наш дом в котором мы живем.
Учитель: ребята, а вы знаете, какие коренные жители Приамурья живут на территории Хабаровского края, {нанайцы, нивхи, эвенки, эвены, уличи, орочи, удэгейцы).
– Много разных народностей населяют Дальний Восток. А чем занимаются корен ные жители Приамурья? (они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса).
Учитель: Да, ребята, они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растет самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. Устное народное творчество этих народов поведало нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни традициях. Мы с вами прочитали и услышали немало этих сказок и былин.
Учитель: ребята какой город является центром Хабаровского края? (г. Хабаровск) (показ г.Хабаровска на карте).
Учитель: Хабаровский край с января 1995 года имеет свой флаг. Он состоит из трех цветов - голубой, зеленый, белый (демонстрация флага Хабаровского края).
– Что символизирует каждый цвет?
Голубой - символ красоты, мягкости, величия. В данном случае он символизирует реки, озера Хабаровского края (реки: АМУР, ХОР, УССУРИ, БУРНЯ, ГУР, ТУМНИН) (озера: ХУММИ, БОЛОНЬ, ЭВОРОН, УДЫЛЬ)
Зеленый - символ надежды, радости, изобилия, на флаге символизирует уникальную флору нашего края, “бескрайнее море тайги” - леса, поля.
Белый (серебро) - символ чистоты, добра, невинности (скромности). В палитре флага он отображает безоблачное, мирное небо, доброту жителей Хабаровского края.
Автор флага - хабаровский художник Сергей Логинов.
Учитель: Ребята на столах лежат конверты для каждого из вас, давайте посмотрим, что находится внутри. В конвертах находится картинка, которая распалась на части, давайте соберем её и посмотрим, что же у нас получилась.
Учитель: Что вы собрали? {белогрудого медведя)
Учитель: Как вы думаете, какую ценность он для нас представляет? (Это герб Хабаровского края).
Учитель: Почему на гербе Хабаровского края изображен черный медведь?
Ученики: Медведь - хозяин нашего таежного края, стоящий на его защите и охране.
Голова его повернута на восток - в сторону восходящего солнца. Глаза зорко стерегут границы края. А в лапах он бережно держит герб города Хабаровска, ведь Хабаровск - это сердце нашего края и его столица.
Герб составлен по определенным правилам. Он является своеобразным памятником. Медведь - наш страж и защитник, с незапамятных времен являющийся символом, олицетворяющим Россию. С древности медведь соседствовал с людьми, пользовался их уважением за силу и сноровку, всегда был одним из главных и любимых персонажей русских и народных сказок. По законам геральдики червленый красный глаз и высунутый язык символизируют о том, что медведь вооружен.
Медведь на щите незначительно смешен влево в зеркальном отражении, что символизирует необъятные просторы Хабаровского края, находящиеся под его охраной и защитой.
А защищать и охранять ему приходится большую территорию нашего края. Сегодня Хабаровский край занимает центральную часть российского Дальнего Востока, в его состав входят, 17 районов, 7городов, 31 поселок.
Наш край богат лесными, минеральными, рыбными и другими природными ресурсами. В красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных. Среди них есть редчайшие виды, внесенные в Международную Красную книгу.
Учитель: Назовите мне деревья, которые растут в Хабаровском крае.
Учитель: Наши леса богатые ягодами, грибами. Назовите мне их.
Учитель: Какие птицы обитают в Хабаровском крае?
Учитель: животные (леопард, колонок, лисица, норка, харза).
Учитель: Ребята, посмотрите на карту, как мало места занимает наш поселок Хур-ба, но и у нас в Хурбе много деревьев, ягод, грибов. Мы много раз ходили с вами на экскурсию в лес. Давайте же вспомним, какие деревья, птицы, ягоды, кустарники есть в наших лесах (береза, тополь, шиповник, земляника, малина, бурундук, белка и т.д.)
Ребята давайте еще раз посмотрим на карту, {работа с картой Хабаровского края, отметить границы).
А теперь каждый, попробуйте изобразить с помощью кругов Хабаровский край, Комсомольский район, и наш дом Хурбу. Закрасим их в соответствие с цветами границ – черный, зеленый, красный, (дети схематически изображают Хабаровский край, Комсомольский район, поселок Хурба, используя кольцевой логический график).
Ребята, я вам уже говорила, что наш Хабаровский край очень большой. Кто был внимательный и вспомнит, сколько районов в нашем крае. (17)
Посмотрите еще раз на карту Хабаровского края и попробуйте собрать ее из от дельных кусочков, на которые рассыпалась карта Хабаровского края, давайте все вместе её соберем и уточним где, расположены районы и наш поселок Хурба. (Дети собирают карту в виде пазл.)
Учитель: Ну вот ребята и наше занятие подошло к концу. Со временем, когда вы станете взрослыми, от вас будет зависеть, чтобы край наш стал еще богаче и краше, а сокровищница его природы никогда не оскудевала.