Пояснительная записка
Образовательная программа “Экспериментально-исследовательская деятельность в научном обществе “Ньютоновы яблоки” представляет собой руководство для работы с мотивированными детьми с учетом возрастных и психологических особенностей развития подрастающего поколения. Особенностью ее является возможность индивидуального подхода к ребенку в построении траектории личностного развития. На определенных возрастных ступенях индивидуальное развитие создает благоприятные предпосылки для формирования определенных способностей. Выявление способностей ребенка и целенаправленное их развитие – одна из основных задач воспитания полноценной личности. Занятие определенной деятельностью, выполнение соответствующих действий, постепенно вырабатывают необходимые для этого особенности восприятия, мышления, памяти, и человек оказывается в состоянии овладеть более сложными и обобщенными знаниями и умениями в данной сфере деятельности. Творческая активность имеет важнейшее биологическое значение, являясь движущей силой саморазвития каждого индивида.
Цели программы
Развитие мотивации к познанию и творчеству в области физики, техники, астрономии, экологии.
Привлечение детей к миру науки через экспериментально-исследовательское и воспитательное пространство общества, расширение кругозора.
Укрепление морально-психического здоровья в соответствии с современной концепцией: эмоциональной, интеллектуальной и физической. Социальное закаливание.
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их эмоциональной и психологической подготовленности, любознательности и познавательной деятельности.
Профессиональная ориентация в области физики и техники.
Задачи программы
Ознакомление детей с историей развития науки.
Усвоение и применение на практике основ знаний по физике, технике, астрономии, экологии.
Приобретение навыков работы с научным текстом, научной литературой, энциклопедиями и справочниками.
Участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, турнирах на уровне школы, района, города, федеральном, участие в экскурсиях и работе по профориентации, подготовка виртуальных путешествий.
Механизм реализации
Программа рассчитана на детей 14–18 лет на один год обучения. В процессе обучения я формирую несколько творческих групп. Каждой группе предоставляется возможность осуществить собственный проект, который выбирается самими учащимися. Список проектных заданий я формирую на основе социально значимых заказов. С моей помощью учащиеся разрабатывают тему, выявляют основные аспекты, готовят информацию, учатся ставить вопросы и акценты так, чтобы стали ясны цели и задачи проекта. В работе над проектами я участвую в качестве супервизора: помогаю, критикую, редактирую, но своим мнением не подменяю ошибки и неудачи ребят, а оцениваю и корректирую их творческие разработки. В процессе работы над проектом в рамках творческих групп происходит специализация каждого участника. Обучение осуществляется по каждому направлению отдельно. Критерием овладения материалом служит участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах, турнирах, марафонах, соревнованиях, фестивалях.
Содержание программы
Проводя запись в объединение, я выясняю, на каком уровне подготовки находятся будущие члены научного общества, что послужило мотивом их прихода в коллектив, разъясняю ребятам правила функционирования объединения и требования к его членам, провожу собеседование, определяю склонности ребенка, выясняю, к какому типу деятельности больше расположен ребенок. К “теоретикам” тяготеют ребята, склонные к кропотливому анализу, любящие решать задачи, не имеющие проблем с математикой, читающие, любознательные. Проектной деятельностью занимаются увлеченные определенной темой ребята, любящие экспериментировать, наблюдать, измерять. Они также немало читают, разносторонне развиты, в хорошей мере обладают навыками работы с компьютером, пользуются “Интернетом”. Я учитываю, что предлагаемое деление детей достаточно условно. Иногда один и тот же ребенок хочет не только научиться решать сложные задачи, но и участвовать в проектной деятельности. Это не возбраняется.
Учебно-тематический план работы ШНО “Ньютоновы яблоки”, 136 часов в год
Заседание клуба “Почемучек”
(подготовка и участие в играх, турнирах, марафонах разного уровня, 10 часов в год)
Название мероприятия |
Уровень |
Категория участников |
Игра “Что? Где? Когда?” | Школьный | 7 – 9 классы |
Игра “Ступеньки” | Районный и окружной | 8 – 9 классы |
Интеллектуальный марафон | Окружной | 7 – 11 классы |
Интеллектуальная интернет-игра “Точка опоры” | Городской | 7-11 классы |
Ломоносовский турнир | Всороссийский | 7-11 классы |
Интернет-проект ЯЦТИСО | Всероссийский | 7-11 классы |
Группа №1 “практики 9-10”
(“Проектная деятельность учащихся”, 10 часов на проект, 40 часов в год)
Ф.И. учащегося |
Название проекта |
Кол-во часов |
Потапов Артем | Береги глаза смолоду | 10 |
Антонова Валя, Хайдар Ангелина | Гонка вооружений и мировое сотрудничество в космосе | 10 |
Никулинская Мария | Мой аквариум | 10 |
Хайдар Анжелика | Падал желтый лист осенний | 10 |
Группа №2 “теоретики 10-11”
(“Решение сложных задач по физике”, 2 часа в неделю, 66 часов в год)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 |
Основные понятия кинематики.
Равномерное прямолинейное движение. Графическое представление движения. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Графики равноускоренного движения. Свободное падение. Движение по вертикали. Законы Ньютона – основные законы механики. Закон всемирного тяготения. Ускорение на других планетах. Первая космическая скорость. Силы в природе. Сила тяжести. Вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Блоки. Движение связанных тел. Движение под действием силы трения. Движение по наклонной плоскости. Решение комбинированных задач. Решение олимпиадных задач предыдущих лет. Импульс. Закон сохранения импульса. Понятие механической энергии. Работа и мощность. Закон сохранения механической энергии. Комбинированные задачи на законы сохранения. Решение олимпиадных задач текущего года. Архимедова сила. Плавание тел. Основные понятия электричества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение потребителей. Работа и мощность электрич. тока. Цепи с несколькими источниками тока. Основное уравнение МКТ. Газовые законы. Уравнение теплового баланса. КПД тепловых двигателей. Закон Кулона. Взаимодействие зарядов. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Потенциал. Разность потенциалов. Закон Ома для полной цепи. Законы электролиза. Электрический ток в разных средах. Магнитные свойства вещества. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Экскурсии
(1 экскурсия в четверть по 5 часов, 20 часов в год)
Название экскурсии |
Место проведения |
Время проведения |
Кол-во часов |
Мифы звездного неба | Планетарий города Москвы | 1 четверть |
5 |
На родину космонавтики | Музеи города Калуги | 2 четверть |
5 |
От кареты до ракеты | Политехнический музей города Москвы | 3 четверть |
5 |
В поисках внеземных цивилизаций | Радиообсерватория и музеи города Пущино | 4 четверть |
5 |
Итоговая таблица распределения нагрузки в работе ШНО “Ньютоновы яблоки”
Вид деятельности |
Кол-во часов |
Занятия с группой №1 “практики” |
40 |
Занятия с группой №2 “теоретики” |
66 |
Экскурсионная деятельность |
20 |
Заседания клуба “Почемучек” |
10 |
Итого: |
136 |
Методическое обеспечение
- Литература по физике, астрономии, технике: книги, энциклопедии, справочники, периодические издания, информационные сайты в Интернете.
- Аудио- и видеоаппаратура.
- Видеомагнитофон, телевизор.
- Аудио- и видеоматериалы: CD-R, CD-RW, MD.
- Компьютер.
- Фотоаппарат.
Список используемой в работе литературы
- Перельман Я.И., АО “Столетие”, 1994г., Москва: “Занимательная физика”, “Занимательная астрономия”, “Занимательная механика”, “Знаете ли вы физику?”;
- Лукашик В.И., Иванова Е.В., “Сборник школьных олимпиадных задач по физике, 7-11 классы”, “Просвещение”, 2007г., Москва;
- Гулиа Н.В., “Удивительная физика”, “НЦ ЭНАС”, ООО “5 за знания”, 2006г., Москва;
- Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В., “Электив 9: Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов”, “Просвещение”, 2006г., Москва;
- Кирик Л.А., “Самостоятельные и контрольные работы по физике. 7-11 классы”, “Илекса”, “Гимназия”, 2000-2008гг., Харьков;
- Энциклопедии для детей серии “Аванта+”, “Аванта+”, 1998-2008гг., Москва: Физика, Химия, Биология, География, Экология, Техника, Астрономия, Космос;
- Томилин А.И., “Рассказы об электричестве”, “Просвещение”, 1998г., Москва;
- Ланина И.Я., “100 игр по физике”, “Просвещение”, 1995г., Москва;
- Лихтенштейн Е.С., “Слово о науке”, “Знание”, 1986г., Москва;
- Ланина И.Я., “Внеклассная работа по физике”, “Просвещение”, 1997г., Москва.