В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.
Основные цели и содержание
образования в нашей стране задаются
федеральными законами "Об образовании" и
"О высшем и послевузовском профессиональном
образовании". Содержание образования и его
направленность отражают стандарты всех уровней
и ступеней образования, разрабатываемые по
заказу правительственного органа научными и
общественными организациями системы
образования, и образовательные программы.
Федеральный закон "Об образовании" (ст. 7)
вводит "…государственные образовательные
стандарты, включающие федеральный и
национальнорегиональный компоненты". В
соответствии с требованиями общественного
развития Российской Федерации "в лице
федеральных (центральных) органов
государственной власти и управления в рамках их
компетенции устанавливает федеральные
компоненты государственных образовательных,
определяющие
в обязательном порядке обязательный минимум
содержания основных образовательных программ и
требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты
являются основой объективной оценки уровня
образования и квалификации выпускников
независимо от форм получения образования".
Новые поколения государственных стандартов
фиксируют изменения требований к качеству
человека со стороны государства, внутреннего и
внешнего рынка труда и т. п.
На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Так возникает необходимость дифференциации и индивидуализации обучения.
Индивидуализация — это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе.
Индивидуализация образования в школе осуществляется через:
Вариативность содержания:
- базовый компонент;
- школьный компонент.
Организацию образовательного процесса:
- занятия по индивидуальному выбору;
- уроки;
- индивидуальный план (мастер-классы);
- интенсив (английский язык);
- индивидуальное обучение ;
- семинары;
- практикумы;
- лекции;
- консультации;
- экскурсии;
- тренинги.
Формы образовательного процесса:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные;
- самостоятельные
Методы образовательного процесса:
- проблемно-поисковые;
- проблемные;
- экспериментальные;
- проектные;
- аналитические;
- самостоятельные;
- фронтальные. И т д
Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения.
Дифференциация обучения учащихся выступает как способ индивидуализации педагогического процесса и практически может быть организована за счет базового образования, на основе которого будет осуществляться конструирование всех компонентов образования.
Различают следующие виды дифференциации:
В отличие от зарубежных стран, где дифференцированное обучение учащихся введено в старшем звене, в средних общеобразовательных школах Республики Татарстан дифференцированное обучение вводится во всех звеньях учебно-воспитательного процесса.
В средней общеобразовательной школе дифференциация обучения организуется через систему подбора и создания специальных условий для учащихся с целью развития их индивидуальных особенностей и личностных качеств.
Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в нашей школе реализуется в:
- вариативности учебных планов, содержания;
- в предоставлении возможности свободного выбора и самовыражения в сфере образования на основе способностей, склонностей, интересов и потребностей;
- в развитии сферы внеурочной деятельности ребенка.
В работе с каждым возрастом мы расставляем приоритеты:
- 1-4-е классы – развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.
- 5-6-е классы – обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5-го класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива.
- 7-8-е классы – формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
- 9-11-е классы – формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении
Но старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.
В концепции под профильным обучение понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Очевидно провозглашение принципов индивидуализации и дифференциации.
Индивидуализация профильного обучения направлена на самопознание школьников, выявление их истинных мотивов выбора профиля обучения, реальных образовательных потребностей и реализацию образовательной программы обучения в соответствии с интересами, возможностями и способностями.
Дифференциация профильного обучения нацелена на создание выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах.
Достоинства профильной дифференциации:
- Развитие демократичного подхода к комплектации классов, при котором учитываются интересы и пожелания учащихся;
- Повышение заинтересованности в оптимизации всего учебного процесса как среди учителей и администрации, так и родителей и учеников.
- Создание предпосылок для профессионального самоопределения учащихся.
- Реальный рост показателей качества процесса обучения, особенно по профильным дисциплинам.
- Изменение сознания педагогов, вызванное необходимостью командной работы, и проектированием разноуровнего содержания.
Рассмотрим, в чем проявляется общее и особенное этих двух принципов по схеме. Общим является учет индивидуальных особенностей учащихся: склонностей, интересов и способностей учащихся. Особенное проявляется в реализации форм обучения. Мы считаем, что учет этих двух принципов в образовании позволяет перейти к личностно ориентированной системе обучения.
Принципы индивидуализации и дифференциации не могут быть реализованы в образовательном процессе без наличия принципа вариативности и открытости, так как выбор может быть осуществлен обучающимся только в вариативной открытой среде.
Вариативность как принцип профильного обучения характеризуется многоуровневостью и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, предоставления школьнику выбора свободно изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс.
Оправдали себя следующие способы дифференциации:
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
- задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);
- используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
- предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.
Результаты участия в предметных олимпиадах.
2008 год – 9 призовых мест , 2009 год– 5 призовых мест, 2010 год – 5 призовых мест
Результаты участия в интеллектуальном марафоне
2008 год начальные классы 3 призовых мест ( русский язык, математика, окружающий мир)
2009 нач классы 1 место по русскому языку
2010 нач Кл 1 место по математике
2010 год интеллектуальный марафон предметов естественно-научного цикла
химия 3 место, биология 2 место
В 10-11-х классах обучение проводится по программе профильной школы. Учебный план профильных классов разработан таким образом, чтобы можно было усилить индивидуальный подход к учению, целенаправленно удовлетворять запросы старшеклассников в уровне и содержании образования с учетом их дальнейшей ориентации на получение профессии. Дифференциация содержания образования достигается:
- за счет введения базового и профильного уровня преподавания;
- за счет разработки системы элективных курсов;
Профиль обучения – Социально-гуманитарный.
На профильном уровне организовано обучение по предметам:
Русский язык– 3 ч. в неделю;
Литература – 4 ч. в неделю;
История – 4 ч.в неделю.
Право – 2 ч.в неделю.
Результаты ЕГЭ по МОУ Среднедевятовской СОШ Лаишевского района РТ 2010 год.
Предмет | Средний балл по району | Средний балл по школе |
Русский язык | 34,6 | 69,5 |
Математика | 38,7 | 52 |
История | 46 | 72 |
Обществознание | 53,4 | 67 |
Биология | 54,6 | 59 |
Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения , воспитания и управления мы должны учитывать прежде всего индивидуальность и неповторимость каждого человека.