Цели урока:
- Дать понятие о тексте-рассуждении;
Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод;
Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…) - Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь.
- ривить вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
Ход урока
1. Слово учителя о цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.
– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Актуализацию знаний проводим по схеме из книги Г.И.Канакина “Уроки русского языка. 5 класс”.
П | повествование |
О | описание |
Р | рассуждение |
Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.
Для передачи описания используются прилагательные)
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое – по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при однородных членах).
Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
Изучение нового материала.
А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.
– Что такое рассуждение?
Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – Ввысказываеие, обсуждение.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.
А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
– Что такое тезис?
Работа с толковым словарем.
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Работа с толковым словарем.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод?
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
4. Закрепление материала.
Работа выполняется под руководством учителя.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.
Бег – имя существительное
Слово бег – имя существительное.
Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
– Работа с учебником: упражнением под звездочкой стр.159.
“Изучать строение слова – увлекательное занятие.” Ребята самостоятельно находят тезис, доказательства, вывод.
– Упражнения № 385.
Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой?
Какая часть слова помогла ему это сделать? Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовете эту часть повествовательного текста?
– Упражнение № 386 предполагает сформулировать тезис, привести свои доказательства и самостоятельно сделать вывод.
Каково ваше мнение: действительно ли все равно, как писать слова. Выскажите его устно. Докажите ваш тезис, сделайте вывод.
– Всегда ли все элементы присутствуют в тексте рассуждении?
(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.)
– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.
Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.
Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
Практическая отработка:
– По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные
элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)
– Мы с моей подругой Машей очень любим читать.
– Друзья всегда помогают друг другу.
– Собака – друг человека
Полученные тексты заслушиваются, корректируются.
– Игра-соревнование “Лучший редактор”.
Учащиеся должны письменно исправить ошибки и недочеты в структуре, содержании и языковом оформлении текста. Особый интерес создается установкой: “Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”.
Дружный ли наш класс?
1.Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?
2. Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать.
Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся.
Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин.
В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения.
А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором.
Значит, наш класс недружный.
3. Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг другу. Когда в классе уборка, мы все приходим. Допустим, если бы мы были недружными, то никогда не победили бы другие классы в спортивных состязаниях. Значит, наш класс дружный. На переменке мы играем. Не правда ли, наш класс дружный? Надеюсь, я убедила вас?
– Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование)
В тексте (чаще художественном) могут быть использованы различные типы речи. Преобладает, как правило, какой-то один тип.
– Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).
1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.”
Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)
2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)
3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)
Вывод по уроку.
Мы познакомились с новым для нас типом текста – рассуждением.
- Какова основная задача текста рассуждения?
- Назовите структурные элементы рассуждения?
- Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по любой теме:
Хорошо быть взрослым, грамотным, шофером…
№ 389 “Дни недели рассказывают о себе”.