ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа “Учись учиться” основана на психологической помощи ученикам начальной школы, которая направленная на развитие познавательной сферы школьников. Выбранное данное направление связано с тем, что именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. В процессе реализации намеченной цели предполагается рост в мотивационно-личностной сфере.
Важным начинанием при осуществлении психологической помощи ученикам является проблема формирования способностей к саморазвитию, самоорганизации, что способствует усвоению знаний об общепринятых способах и формах интеллектуальной деятельности, являющихся, таким образом, зоологом дальнейшего развития школьной мотивации.
Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков, рассматриваемый как один из результатов развивающей работы по данной программе, является не целью, а средством формирования у школьников психологических познавательно-личностных структур. И это очень важно, так как в настоящее время в школьном обучении наблюдается “интеллектуальное натаскивание” учащихся на их познавательно-личностное развитие.
В процессе развитие познавательной сферы у школьников, в совокупности повышая уровень учебной мотивации, непременно происходит взаимодействие между членами группы, между одноклассниками и учителями, что в свою очередь оказывает существенную роль на развитии у детей социальных и коммуникативных навыков и умений. Данные умения и навыки необходимы для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
В целом, данная программа направлена на развитие у школьников умение учиться, способствовать качественному усвоению предлагаемых знаний и, в случае необходимости, добывание их самостоятельно.
В предлагаемой программе, рассматривается комплексный подход к ученику, так как только целостное восприятие воздействия на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов.
Таким образом, формирование и развитие определенных психологических процессов в ходе специально организованной деятельности является крайне актуальной, что в свою очередь способствует важному начинанию на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процессов.
Цель: формирования у школьников психологических познавательно-личностных структур на основе комплексного подхода к ученику.
Задачи:
1.Образовательные:
- формирование и развитие умений и навыков учебной деятельности (познание окружающего мира; умение думать, говорить, общаться, рассказывать; навыки планирования, оценки деятельности);
- формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков;
- развитие умения учиться;
- формирование предпосылок психологических новообразований (внутреннего плана действий)
2. Развивающие:
- формирование и развитие у детей познавательной сферы деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления) необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- формирование и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- формирование и развитие устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я-концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
- формирование предпосылок психологических новообразований.
3. Воспитательные:
- воспитание и развитие мировоззренческой позиции через всестороннее обогащение конкретно-чувственного опыта школьников;
- воспитание и развитие потребностей в самопознании, самооценке, саморазвитии;
- развитие эмпатических умений;
- воспитание и развитие толерантности, чувство коллектива;
- воспитание и развитие самостоятельности.
Количество участников группы: 10 – 15 человек.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ “Учись учиться”.
(для 1-2 классов).
ВВОДНЫЙ ЭТАП.
№ |
Тема занятия |
1. | Знакомство. Сплочение коллектива. |
2. | Сплочение коллектива. |
ОСНОВНОЙ ЭТАП
1. Мотивационный блок.
3. | Кто такой школьник? |
4. | Я – школьник! |
5. | Для чего ходят в школу? |
6. | Правила поведения в школе. |
7. | Правила поведения на уроке. |
8. | “Моя школа уютное место”. |
9. | Учимся работать дружно. |
10. | Наш дружный класс. |
11. | Учусь контролировать свое поведение. |
12. | Делай как я! |
2. Познавательный блок.
13. | Мое внимание. |
14. | Что нужно, чтобы быть внимательным. |
15. | Учусь быть внимательным. |
16. | “Учусь быть внимательным” (продолжение). |
17. | Внимание и память. |
18. | Кто наблюдательнее. |
19. | Мышление и речь. |
20. | Занимательные задачи. |
21. | Мышление и воображение. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
22, 23. | Все вместе. |
Программа “Учись учиться”.
Занятие 1. Знакомство. Сплочение коллектива.
Цель: создание условий для более близкого знакомства, сплочение коллектива.
Ход занятия.
1. Разминка.
Упражнение “Доброе утро”.
Ведущий говорит фразу “Доброе утро...”. Тот, кого назвали должен помахать рукой в ответ – он услышал и отвечает на приветствие.
Варианты фраз “Доброго утра”:
Доброе утро всем девочкам!...
Доброе утро всем мальчикам!..
Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!..
Доброе утро всем, кто любит конфеты!..
Доброе утро всем, кто пришел сегодня в школу!..
Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня!..
Молодцы!”
2. Основной этап.
Упражнение “Тропинка”.
Дети встают все в затылок друг за другом. Ведущий становиться впереди и переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель (это может быть психолог или один из участников игры). Ученики этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке за ведущим и повторяют все его действия. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок в змейке.
Когда все побывают в роли ведущего, оценивается самый оригинальный ведущий.
Рекомендации: игру можно проводить под музыкальное сопровождение, причем музыка должна быть подобрана в соответствии с преодолеваемым препятствием.
Перед выполнением следующего упражнения, можно предложить детям отгадать загадку:
“Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
Его просят его ждут,
А как придет, прятаться начнут”. (Дождь.)
Упражнение “Дождик”.
Дети должны перед началом выполнения этого упражнения потренироваться и показать сначала один пальчик на обеих руках, затем два пальчика, четыре пальчика и открытую ладошку. Затем по команде психолога дети начинают постукивать в той же последовательности своими пальчиками:
Один пальчик – дождик начал капать;
Два пальчика – дождик пошел сильнее;
Четыре пальчика – пошел сильный дождик;
Пять пальчиков – ливень.
И дальше заканчивается это упражнение в обратной последовательности.
Рекомендации: это упражнение следует повторить 2-3 раза.
Рисунок “Настроение”.
Детям предлагается нарисовать свое настроение, но изобразить его надо в виде чего-то или кого-то.
Ведущий дает участникам следующую инструкцию:
“Ребята, подумайте, как вы можете изобразить свое настроение, которое у вас сейчас. Подумайте, какие вам для этого потребуются цветные карандаши. Изображения могут быть в виде “солнышка, тучки, дождика, веселого щенка, а может быть и в виде цветка и др”.
Дети рисуют свое настроение.
Рекомендации: после завершения рисования нужно обязательно обсудить, какое настроение нарисовано и почему. Тем самым, ребята будут формулировать свое отношение к проведенному занятию.
3. Рефлексия занятия.
Обсуждение проведенных упражнений, что понравилось и не понравилось, их ожидания на дельнейшие встречи.
Занятие 2. Сплочение коллектива.
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности группы.
Ход занятия.
1. Разминка.
Упражнение “Комплименты”.
Все участники группы образуют две линии, стоя лицом друг к другу. Таким образом, образуются пары. Первый член пары оказывает искренний знак внимания своему партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: “Да, конечно, но кроме того я еще и ...” (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это внимания).
Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем ученики меняются ролями.
Рекомендация: для детей первых классов можно продемонстрировать пример на активных учениках.
После проведения этого упражнения следует задать вопросы:
- Сложно ли было оказывать знаки внимания? Почему?
- Какое у вас было настроение, когда вам делали знаки внимания?
2. Основной этап занятия.
Упражнение “Чем мы похожи?”
Участники группы сидят в кругу. Психолог приглашает одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или: мы похожи тем, что мы жители Земли и т.д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение “Превращение”.
Ведущий предлагает одному из участников выбрать среди присутствующих человека, который вызывает у него ассоциации с каким-нибудь персонажем из сказки или героем мультфильма, и бросить ему мяч. При этом нужно сказать, кого именно напоминает ему данный участник (например: “Аня, мне кажется, ты похожа на Русалочку”, или “Витя, мне кажется, что ты похож на рыцаря”). Участник ловит мяч и бросает его другому, называя персонаж, с которым ассоциируется этот человек, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из участников.
Необходимо попросить ребят запомнить от кого они получили мяч.
Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно его ассоциации (например: “Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я похож на Микки Мауса”).
Цепочка, таким образом, продолжает раскручиваться в обратном направлении.
3. Рефлексия.
Обсуждение проведенных упражнений, высказывание мнений.
Занятие 3. “Кто такой школьник?”
Цель: формирование у детей реалистичных представлений о новой социальной позиции школьника.
Ход занятия.
1. Разминка.
Упражнение “Ветерок”.
Ведущий предлагает детям превратиться в легкий ветерок и прошептать свое имя, как это сделал бы ветерок.
Рекомендации: можно повторить это упражнение до трех раз.
2. Основной этап.
Детям задается вопрос: кто такой школьник? (ответы ребят)
Что он делает, чего не делал раньше? (ответы ребят)
Какие новые игрушки или предметы у него появились? (ответы ребят)
Куда теперь должен ходить каждый день школьник? (ответы ребят)
Ответы детей ведущим поясняются.
Упражнение “Изобрази школьника”.
Детям дается задание, кто интереснее покажет, как выглядит школьник.
Если ребятам тяжело, то можно показать примеры (сидит за партой, поднимает руку, пишут на доске и т.д.)
Желательно, чтоб все дети приняли образ школьника.
Детям задается вопрос, что должен делать школьник? (Ходить в школу.)
А для чего он ходит в школу? (Чтобы учиться).
А что в школе можно и чего нельзя делать? (Нужно слушать учителя. Делать уроки. В школе нельзя бегать. и др.)
А что в школе интересного? (Интересные предметы, много нового.)
Рисунок “Четвертый лишний”.
Дети должны нарисовать три школьных и один не школьный предмет. После выполнения задания, ребят просят поменяться рисунками и найти лишний предмет своих одноклассников.
Упражнение “Море волнуется раз...”
Ведущий произносит следующие слова: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... замри”. В данном упражнении детей просят изобразить, например, школьника, дошкольника, школьника на уроке, школьника на улице, школьника на перемене и др.
Обязательно нужно похвалить детей за их необычные и неординарные образы.
3. Рефлексия занятия.
Что интересного было на занятии?
Вам нравятся ваши рисунки?
Что нового вы узнали про школьника, чего не знали раньше?
Список литературы:
- Аржакаева Т.А. Психологическая азбука. Начальная школа. (Первый год обучения.) Психология развития.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В. Профессия – школьник. Учебно – методическое пособие для школьных психологов и педагогов.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.
- Вачков И.В. Сказко Терапия. Развитие самосознание через психологическую сказку.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие.
- Федин С. Логические задачи для юного сыщика.