Цели урока: развивать умение употреблять имена прилагательные в речи, составлять словосочетания по схеме – существительное + прилагательное; обогащение словарного запаса учащегося, развитие речи, внимания, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” А.В. Полякова. Москва. Просвещение 2008 г.
- Карточки с дифференцированным заданием.
- Словарь русского языка. С.И. Ожегов.
- Музыкальная акустическая система.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный!
II. Основная часть.
1. Словарная работа по теме “Зима”.
Учитель читает толкование слов по словарю С.И. Ожегова, учащиеся самостоятельно записывают слова.
- Первый месяц календарного года (январь)
- Зимняя обувь, сапоги, свалянные из шерсти (валенки)
- Двенадцатый месяц календарного года (декабрь)
- Тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности (иней)
- Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду (коньки).
- Ледяная площадка для катания на коньках (каток)
- Слой только что выпавшего снега (пороша)
- Низкая температура воздуха (мороз)
- Второй месяц календарного года (февраль)
Проверка записанных слов с использованием ассоциативного метода.
2. Составление словосочетаний по схеме: существительное + прилагательное.
- Декабрь, коньки, иней.
- Январь, валенки, мороз.
- Февраль, пороша, каток.
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
3. Физминутка (с использованием ТСО)
4. Работа с карточками (дифференцированная работа).
Дополни предложения прилагательными, подходящими по смыслу.
Карточка №1.
Зима
Стоят _____________________ деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. ____________________ ребята гурьбой бегут на _______________ каток. Они скользят по ____________________ льду на коньках. Сколько __________________смеха и радости!
Карточка №2.
Зима
Стоят _____________________ деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. ____________________ ребята гурьбой бегут на _______________ каток. Они скользят по ____________________ льду на коньках. Сколько __________________смеха и радости!
Слова для справок: морозные, холодные, дружные, радостные, гладкий, ближний, прозрачный, блестящий, веселый, звонкий.
Карточка №3.
Зима
Стоят _____________________ деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. ____________________ ребята гурьбой бегут на _______________ каток. Они скользят по ____________________ льду на коньках. Сколько __________________смеха и радости!
Слова для справок: морозные, радостные, гладкий, прозрачный, веселого.
Прочитайте получившиеся рассказы.
Подчеркните словосочетания по схеме: Существительное + прилагательное. (При необходимости коллективное редактирование текста).
5. Работа с учебником. Упражнение 308, стр. 33-34. Взаимопроверка.
- Подбери прилагательные к существительным.
Солнце (какое?) | буйный |
Звезды (какие?) | доброе |
Ветер (какой?) | верный |
Море (какое?) | золотые |
Буря (какая?) | красное |
Конь (какой?) | синее |
Слово (какое?) | сильная |
- Напиши словосочетания через запятую. Подчеркни прилагательные волнистой линией.
6. Домашнее задание. Упражнение 309, стр. 34.
1. Прочитай стихи К. Чуковского.
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
2. Если ты отгадал, о чём написал К. Чуковский, озаглавь стихи.
3. Выпиши словосочетания прилагательных с существительными.
7. Итог урока.
- Что вы узнали об имени прилагательном?
- Чему учились на уроке?