Урок географии по теме "Антарктида. Особенности природы". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для изучения данной темы.

Данный урок является вторым уроком в теме изучения материка Антарктида. До этого урока учащиеся рассмотрели географическое положение и историю открытия материка, умеют описывать компоненты природы, пользуясь планом.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

– особенности рельефа и геологического строения материка;

– климат материка и климатообразующие факторы;

– растительный и животный мир материка;

– взаимосвязь компонентов природы в пределах Антарктиды;

Уметь:

– характеризовать особенности рельефа и климата материка;

– характеризовать взаимосвязи компонентов внутри природного комплекса.

Тема: “АНТАРКТИДА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ”.

Цели урока: Создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов.

Образовательные:

Изучить материк, как природный комплекс;

Развивающие:

Показать взаимодействие уникальных природных компонентов на материке.

Воспитательные:

  1. Показать значимость Антарктиды для всего человечества;
  2. Воспитание чувства уважения к людям, погибшим во имя науки.

Используемые методы обучения проблемно-ситуативный, приемы, способствующие формированию креативного стиля мышления – написание рассказа по рисунку, “беглые ассоциации”.

Применяемые технологии:  урок построен с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся получают представление о растительном и животном мире Антарктиды;
  2. Учащиеся закрепляют умения работы с различными источниками информации;

Конспект урока (описание хода с теоретическим обоснованием)

Оборудование: мультимедийная презентация урока, технологическая карта урока, пульты для голосования

Ход урока отражён в приведённой ниже таблице.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент Взаимное приветствие учителя и учеников  
2. Проверка домашнего задания
  • Учитель проводит опрос:

А что вам известно об открытии Антарктиды?

Приложение 2

Слайд №1

Слайд №2 – ответы

Отвечают на вопрос. Находят ошибки в тексте, обсуждают вместе с учителем в форме беседы.
3. Изучение нового материала Объявляет основной вопрос, над которым нужно подумать и постараться ответить в конце урока:

Будет ли в скором времени освоена Антарктида?

Однозначного ответа может не быть и мнения могут разделиться.

Лучше этот вопрос написать на доске, чтобы он был перед глазами учащихся.

Слайд №3 – набор слов – лед, полюс холода, пингвины.

С чем ассоциируется?

Слайд №4 – Антарктида

Делит класс на группы, каждая из которых получает свою “специальность” и проблемный вопрос, на который они должны найти ответ.

Слайд № 5 (проблемные вопросы для групп)

1 группа – геоморфологи.

Проблемный вопрос: Почему на самом холодном материке есть действующий вулкан – Эребус?

<Рисунок1>

2 группа – климатологи.

Проблемный вопрос: Почему полюс холода не совпадает с южным географическим полюсом?

<Рисунок2>

3 группа – гляциологи.

Проблемный вопрос: Почему в Антарктиде такая мощность льда?

<Рисунок3>

4 группа – биологи.

Проблемный вопрос: Почему пингвины не летают, а плавают, хотя это птицы?

<Рисунок4>

Отвечают – Антарктида Учащиеся работают в группах с текстами (Приложение 3), в которых ищут ответ на вопрос. Кроме того, каждая группа получает рисунок пейзажа Антарктиды, по которому она должна составить краткий рассказ творческого характера. Кроме того, из текста по свой теме учащиеся должны выбрать интересные факты и дать краткое описание своего компонента. После подготовки учащиеся отвечают по своему вопросу, выступление можно представить в форме рисунка (каждой группе раздаются ватманы, на которых они в виде схемы рисуют ответ).
3.Подведение итогов. В виде беседы выясняет “+” и “-” изучения Антарктиды.

Снова возвращается к вопросу, который задан в начале урока – Слайд №6: Будет ли в скором времени освоена Антарктида? (да или нет)

Подводит итог, выставляет оценки наиболее активным и наиболее творческим.

Слайд № 7 (имена исследователей Антарктиды)

Учитель зачитывает стихи, пока идут титры на Слайде №7

Прекрасны душевные слёзы,
В них капли застыли дождя,
В них росы от утренней розы,
Мгновение чудного дня.
Сквозь линзы душевного взгляда
Я в звёздное небо смотрю,
В огромных лучах звездопада
Читаю, мечтаю, скорблю.
Скорблю я о людях великих,
Которых мы помним всегда
На небе на звездном по бликам
Мы видим их там имена.

Учитель:

Многие ученые – исследователи отдали свою жизнь на благо науки, поэтому давайте почтим их имена минутой молчания.

Во время минуты молчания идут титры на слайде с именами исследователей Антарктиды.

Вступают в беседу. После чего голосуют с помощью пультов.
4. Домашнее задание Для тех, кто ответил “да” – подготовить проект по освоению Антарктиды.

– Для тех, кто ответил “нет” – написать эссе, где привести аргументы почему нет.

§ 33, задания по группам