Цель занятия – развитие пространственных представлений и ориентировки.
Задачи занятия:
- Формирование наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, планами и условными обозначениями при ориентировке в ситуации).
- Развитие ориентировки на листе бумаги.
- Формирование словаря, определяющего пространственные представления.
- Формирование концентрации и устойчивости внимания.
Материалы и оборудование
Видеозапись посланий пирата, раздаточный материал “План группы”, демонстрационный материал “План группы”, изображение кораблика на длинной указке, раздаточный материал “Лабиринт”, демонстрационный материал “Лабиринт”, фланелеграф, доска, видеопроектор, раздаточный материал “Письмо” (комплект условных обозначений для составления схемы-письма, бланк), конверт с надписью “Остров сокровищ”, чёрные банданы по количеству детей.
План занятия
- Орг.момент.
- Послание пирата.
- Работа с планом класса.
- Физкультминутка.
- Упражнение, направленное на развитие глазодвигательных мышц.
- Упражнение “Лабиринт” 1 (адаптированная методика).
- Подведение итогов.
Ход занятия
I.
II.
Педагог: здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришло одно видеопослание. Интересно. Что это? (включается видеопроектор)
Пират (на видеозаписи): Эге-гей! Когда-то давно я зарыл на далеком острове клад. Кто из вас настоящий пират? У кого хвати смелости отправиться в путешествие на поиски сокровищ? Если смельчаки найдутся, то вот карта, которая укажет вам дорогу.
Педагог (достает конверт, на котором написано “Карта Острова сокровищ”): Ребята, вы готовы отправиться на поиски сокровищ и оказаться в настоящем приключении?
Дети: да! Готовы.
Педагог: Чтобы найти сокровища. Надо стать пиратом. (повязывает детям черные банданы). Но этого мало. Надо еще не бояться плыть на корабле, уметь читать карты. А вы умеете?
Дети: Умеем.
III.
Педагог: Проверим. Вот перед вами план группы. Рассмотрите его. Найдите в нем ошибку.
Дети находят ошибку (во втором ряду на один стол больше, чем стоит в группе), проговаривают неправильное расположение стола, употребляя предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов.
Педагог: а теперь отметьте красной точкой место, где вы сейчас сидите.
Дети отмечают на своих карточках-планах.
Педагог: ребята, пора отправляться в путь (звучит шум морских волн).
IV.
Раз, два, три, четыре, пять, |
Загибают по очереди пальцы на руке |
Скоро будем отплывать. |
Сжимают и разжимают кулачки |
Будем горы проплывать – высокие, |
Потягиваются вверх, поднимая руки |
Волны будут хлопотать – глубокие, |
Опускают руки вниз, нагибаются |
Звезды в небе будут светить – далекие. |
Потягиваются вверх, поднимая руки |
V.
Педагог проводит корабликом, прикрепленном к указке перед детьми в направлениях слева направо. Справа налево, сверху вниз, по часовой стрелке. Дети следят взглядом за корабликом, не двигая головой.
VI.
Педагог: Мы добрались до острова. Теперь пора искать сокровища. Для этого откроем карту-подсказку. Перед вами карта острова (показывает “Лабиринт”). На острове дорожки и избушки жителей острова в конце каждой из них. Около одного из них зарыт сундук с сокровищами. Нужно найти нужную избушку. Чтобы найти ее. Надо посмотреть на письмо-подсказку. В письме показана схема направлений движения.
Задание выполняет один ребенок у доски на большой карте, остальные в своих карточках. Выполняющий у доски проговаривает путь следования. Остальные помогают.
Педагог: Молодцы! Вы. Кажется. нашли клад. Но прежде, чем мы достанем сокровища, проверим, а смогли бы вы, как настоящие пираты, нарисовать карту?
Дети с помощью набора шаблонов составляют схему-письмо, ведущую к заданной избушке, проговаривают путь.
VII.
Педагог (дает характеристику работе каждого ребенка) Вы настоящие искатели приключений, добыли сокровища пиратов. Что помогло это сделать? Что мы вспомнили сегодня. чему научились?
Дети: Найти сокровища нам помогла карта. Мы вспомнили, как ориентироваться по плану. Научились читать карту с помощью письма.
Включается видезапись пирата
Пират: вы молодцы! Справились со всеми заданиями и добыли сокровища. Они ваши.
Педагог открывает сундук с сокровищами, в котором лежат монетки из шоколада,обернутые в позолоченную фольгу, раздает их детям.
1
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолнть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения. – М.: Изд-во “Ось-89”, 2001г.