Конспект урока русского языка по теме "Приемы изучающего чтения. После чтения" (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока: формирование коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

1. Познавательная:

  • знакомство с приёмами изучающего чтения (после чтения);
  • уметь использовать эти приёмы.

2. Развивающая:

  • обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие умения мыслить.

3. Воспитательная:

  • формирование доброжелательного отношения к людям;
  • воспитание уверенности в себе, самоуважения;
  • осмысление своего нравственного выбора.

Оборудование

I Наглядный материал.

Таблицы: “Приёмы изучающего чтения. До чтения”,

“Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения”,

“Приёмы изучающего чтения. После чтения”,

“Виды и цели чтения”

II Раздаточный материал.

Ксерокопии: текст №1,домашнее задание по тексту №2,

Приложение 1. Конспекты учащихся для работы на уроке.

Приложение 2. *** Критерии оценивания домашней работы.

Подготовка к уроку

Для класса – повторить виды и цели чтения, приёмы изучающего чтения

Оформление доски

Учимся читать и понимать текст.

Приёмы изучающего чтения. После чтения.

Задачи:

– знать приёмы изучающего чтения,

– уметь применять эти приёмы.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности.

Послушайте христианскую притчу “Пропасть”.

Каким будет финал этой сказки?

Чтение учителя без финала.

ПРОПАСТЬ.

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть.

Как, по-вашему, закончится эта притча?

Слушаем ваши варианты.

А теперь послушайте окончание.

Окончание притчи.

Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

Почему вы смогли догадаться?

Вы поняли текст, уловили его установку и смогли верно дать прогноз.

У вас есть определённые навыки чтения и понимания текста.

II. Целеполагание.

Сегодня у нас снова урок из цикла “Учимся читать и понимать текст”.

Мы познакомимся с приёмами изучающего чтения на этапе после чтения текста и будем учиться использовать эти приёмы в практической работе.

III. Актуализация известного материала. Опрос.

Что такое текст?

Каковы три этапа работы с книгой?

Всегда ли мы читаем одинаково? Почему?

Назовите виды чтения.

Каковы признаки ознакомительного чтения?

Каковы признаки изучающего чтения?

Какие приёмы использует читатель до чтения книги?

Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?

IV. Формирование новых понятий.

А теперь самостоятельно познакомьтесь с приёмами после чтения текста.

Таблица на доске “Приёмы изучающего чтения. После чтения”

Сформулировать основную Выделить основную информацию

мысль (идею) текста

После чтения

Выделить главные мысли Выбрать для выполнения

каждой части текста конкретного задания

(пересказ, план, устный ответ)

Что непонятно?

Назовите приёмы работы с текстом после чтения. Объясните их суть.

Кто уже владеет некоторыми из этих приёмов? Какими?

V. Формирование умений.

А теперь потренируемся в применении этих приёмов.

1. Прочитайте выразительно текст №1 и придумайте заголовок.

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком.

(2)Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица, закапризничала:

(3) – Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4) Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

(5) – А кого она не достала!

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох.

(7)Наш одиннадцатый “А” считался образцовым классом, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

(8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, ещё никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было.

(9)Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет.

(10) – Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

(11)Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов.

(12)Я направился к дверям.

(13)В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.

(14) – Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков.

(15) – Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…

(16) – А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

(17) – У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! – ехидно пропела Лена Болдырева.

(18)Носков злобно сощурился:

(19) – Петруха, против коллектива идёшь!  

(20) – Я что-то не так делаю?

(21)Вам не надо – вы ух?дите, мне надо – я остаюсь.

(22) – Кончай, говорю, писать и давай собирайся…

(23) – Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – опять сострила Болдырева.

(24) – Петруха, трус, предатель!

(25)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

(26) – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?

(27)Знай: подхалимов нигде не любят!

(28)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков.

(29) Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

(30) – Я никуда не пойду!

(31) – Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(32) Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев.

(33) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

(34) – А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

(35) – Я тоже остаюсь…

(36) – Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

(37) – У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать…

(38)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

(39) – Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал Носков и плюхнулся на свой стул.

(40)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(41)Передо мной сидели Васильев и Елисеев.

(42) Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть…

(43)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятёрку.

(По Н. Татаринцеву*)

*Н. Тата?ринцев (родился в 1947 г.) – писатель-публицист.

Какова тема текста? Как бы вы назвали его?

2.Отредактируйте план текста, восстановите правильную последовательность пунктов:

  1. Дружеская поддержка.
  2. Пикантность ситуации.
  3. Мысль о побеге.
  4. Выбор.
  5. Неудавшийся побег.

Запишите свой ответ буквами плана.

О чем говорится в каждой части текста?

Правильный ответ – C B D A E.

3. Индивидуальная работа в таблице.

Назовите одиннадцатиклассников. Каждый из них занимает некую позицию в классе.

Дополните таблицу героями текста и докажите свой выбор с помощью тех предложений, в которых раскрывается их позиция.

Герои и их позиция в классе.

Позиция героя Герой Доказательство позиции

( №№ предложений)

Подстрекатель    
Лидер в классе    
Послушный исполнитель    
Настоящий друг    
  Петруха Васильев  

Проверка заполнения таблицы.

Как бы вы обозначили позицию Петрухи Васильева? В каких предложениях она проявляется?

Пример заполнения таблицы учащимися.

Позиция героя Герой Доказательство позиции

( №№ предложений)

Подстрекатель Лена Болдырева 2, 3, 6
Лидер в классе Витек Носков 10, 14,15,18,19,22,24,26,27,28,
Послушный исполнитель Рассказчик 11
Настоящий друг Игорь Елисеев 32,33,35,37,38
Имеет собственное мнение и не поддается сиюминутному желанию коллектива Петруха Васильев 13,20,30,

4.Работа в парах. В конспектах для учащихся учитель отмечает, какого именно героя характеризуют ученики.

Каждой паре дается задание составить устную характеристику одного героя текста (Лены Болдыревой, Витьки Носкова, Петрухи Васильева), подчеркнув и использовав ключевые слова или фразы из текста. Обратить внимание учащихся на лексику героев.

План ответа.

  1. Позиция героя.
  2. Характер героя.
  1. Взаимоотношения с одноклассниками.
  2. Отношение к побегу.
  1. Поддержал бы я позицию героя? Объясни.

5. Прочитайте высказывание Антона Павловича Чехова и подумайте, кому из героев вы дали бы такой совет. Объясните свой выбор.

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

6. Среди данных пословиц выберите ту, которая, по– вашему, близка содержанию текста.

  1. Друзья до черного дня.
  2. Недруг поддакивает, а друг спорит.
  3. Две головешки горят вместе светлее.
  4. Плохи друзья на полчаса.
  5. Шут в дружбу не годится.
  6. Ложный друг подобен кошке: спереди ласкает, а сзади царапает.

Объясните свой выбор пословицы.

VI. Рефлексия.

Чем мы занимались на уроке?

Какие приёмы работы с книгой вы использовали?

В чём польза урока для вашей жизни?

Закончите предложения

“С урока я ухожу с чувством…”.

“Я сейчас думаю о…”.

VII.Домашнее задание.

Задание на “5” – 1,2,3,4 пункты. Задание на “4” -1 и 2.

1.Прочитайте начало сказки (текст №2) , придумайте и запишите продолжение сказки.
2.Озаглавьте получившуюся сказку.
3.Подберите 2-3 пословицы, отражающие суть сказки.
4. Связаны ли тексты №1 и №2? Объясните.

*** Если класс знаком с критериальным оцениванием, то домашнее задание дается не на “5” и “4”,а с использованием таблицы критериев оценки (см. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ).