Тип урока: комбинированный урок
Цели:
- Воспитательная: Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.
- Обучающая: Систематизировать знания по теме, пополнить знания учащихся об имени- тельном и винительном падежах, тонкость употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
- Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: выделения главного, мышления, наблюдательности, внимания, речи и памяти.
1. Орг. момент
2. Работа на внимательность (слайд)
- Кукла - и
- Стол - м
- Платье - ?
(ответы учащихся: вместо вопросительного знака должна стоять буква о. Доказываю, кукла - игрушка, стол- мебель, платье-одежда)
3. Актуализация опорных знаний. Языковая разминка.
(класс делится на 2 группы) 1 группа- 4 работают у доски, 4 готовятся к проверке
A - Синтаксический разбор .Расставь знаки препинания.
- Звонко стучит по сухому дереву дятел свистят на березах иволги. (1 ученик)
- Ворона сидела на лавке и Митя увидел ворону.(2 ученик)
Б - Морфемный разбор: лапку бесшумный подбежали (третий ученик)
Морфологический разбор: слона (четвертый ученик)
В - Остальные работают с учителем: ложно - истинно (слайд)
В слове закрывайте - 1 мягкий согласный звук- (ответы детей: л (2) Й-всегда мягкий, гласный звук е смягчает согласного звука т) Уехали - звуков больше , чем букв - истинно, е слышится как 2 звука
Ельник- столько, сколько букв - истинно е слышится как 2 звука, ь - не звук
Тревога- 1 звон. согл. звук - л (2), р , в
Ледоход- 1 корень л(2) , это сложное слово, корни- лед и ход
К слове тревога подберите однокоренные слова, так чтобы они были разными частями речи. Ответы детей: (тревога- и\с, тревожный-имя прилагательное, потревожить- глагол, тревожно- наречие)
После групповой работы идет проверка индивидуальных работ. Работы проверяются детьми ,затем выставление оценок.
ф\м
4. Теоретический тренинг
Что вы можете сказать об имени существительном ? Почему именительный падеж мог получить такое название ? (предположения детей)
Прочитайте, что тут написано?
- по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке (падеж)
Назовите эти существительные в порядке склонения. Что такое склонение существительных?
5. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем 3 буквы.
- Первая буква является суффиксом в слове отметка. Какая эта буква ? (к)
- Вторая буква - окончание в существительном отметка, употребленном в именительном падеже (а).
- Третья буква - окончание в существительном отметка, употребленном в винительном падеже (у).
Определите порядок следования букв: кууууа куууаа кууааа куаааа (слайд)
Ответы детей:
(количество у уменьшается по одной, количество а прибавляется по одной)
Не подсказала ли нам минутка чистописания тему нашего урока ?
Вспомните, в каких падежах были употреблены эти буквы (в имен. и винит. падежах).
Ответы детей:
Мы будем говорить сегодня об именительном и винительном падежах.
6. Но сначала задание на размышление (слайд)
Сезон винтик зонтик Совок указал ?
Внимательно прочитайте слова. Подумайте и скажите, какое слово должно стоят вместо вопросительного знака. Ответы детей: (вокзал)
Как ты узнал? Каким способом? (слово зонтик образовано способом, от слова сезон взято второй слог зон, а от слова винтик взято тоже второй слог тик. Значит вторые слоги вок , зал ) Что это? (здание, где обслуживают пассажиров)
Что вы можете сказать об этом слове?........ - воспит. момент
Составления предложений при помощи слова вокзал. Несколько предложений пишут под диктовку.
7. Изучение нового материала.
А у меня вот такие предложения. Сделаем наблюдения. (слайд)
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Пассажиры видят вокзал.
(подчеркните главные члены, определите падеж. Каким членом является? Что общего? Разница? Идет наблюдение)
Ответы детей: Вывод
Существительное в именительном падеже яв-ся главным членом, употреблено без предлога. Существительные в винительном падеже являются второстепенными членами, употреблены с предлогом и без предлога)
8. Формирование практических навыков
№ 131 (почему имен. падеж является самым популярным? - главный член
Почему винительный падеж мог получить такое название? - предположения детей
(оказывается ,объект действия, обозначенный именем существительным в В.П., является причиной, вызывающей само действие - Читать книгу).
№ 134 (какие принципы помогли вам отличить существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже?)
9. Графический диктант с последующей проверкой (парная работа : первый ученик находит имен существительных, определяет падежи, второй ученик чертит схему)
Молодой капитан поднялся на борт. (капитан- им.п., на борт- вин. п.) / _____ ===== /.
Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван. (кот-им.п., на диван-вин.п.)
\ ________ ========,========,===========\.
Мишка бежал рядом и кричал: "Жми на педаль!" (на педаль-вин.п.) А:" П!"
"Я забыл носовой платок,"- тихо ответил Денис. (платок-вин.п.) "П",- А.
Гром грохотал, и молния освещала океан. (гром - им.п., молния - им.п., океан - вин.п.)
/ _______ ===========/, и \ ______ ============/
10. Состав. предложений кораблик - употребляя в именительном, винительном падежах.
11. Итог. Как не спутать именительный падеж с винительным ?
12. Домашнее задание. Упражнение 136. Выучить правило.