Отличие именительного падежа от винительного

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный урок

Цели:

  • Воспитательная: Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.
  • Обучающая: Систематизировать знания по теме, пополнить знания учащихся об имени- тельном и винительном падежах, тонкость употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
  • Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: выделения главного, мышления, наблюдательности, внимания, речи и памяти.

1. Орг. момент

2. Работа на внимательность (слайд)

  • Кукла - и
  • Стол - м
  • Платье - ?

(ответы учащихся: вместо вопросительного знака должна стоять буква о. Доказываю, кукла - игрушка, стол- мебель, платье-одежда)

3. Актуализация опорных знаний. Языковая разминка.

(класс делится на 2 группы) 1 группа- 4 работают у доски, 4 готовятся к проверке

A - Синтаксический разбор .Расставь знаки препинания.

- Звонко стучит по сухому дереву дятел свистят на березах иволги. (1 ученик)

- Ворона сидела на лавке и Митя увидел ворону.(2 ученик)

Б - Морфемный разбор: лапку бесшумный подбежали (третий ученик)

Морфологический разбор: слона (четвертый ученик)

В - Остальные работают с учителем: ложно - истинно (слайд)

В слове закрывайте - 1 мягкий согласный звук- (ответы детей: л (2) Й-всегда мягкий, гласный звук е смягчает согласного звука т) Уехали - звуков больше , чем букв - истинно, е слышится как 2 звука

Ельник- столько, сколько букв - истинно е слышится как 2 звука, ь - не звук

Тревога- 1 звон. согл. звук - л (2), р , в

Ледоход- 1 корень л(2) , это сложное слово, корни- лед и ход

К слове тревога подберите однокоренные слова, так чтобы они были разными частями речи. Ответы детей: (тревога- и\с, тревожный-имя прилагательное, потревожить- глагол, тревожно- наречие)

После групповой работы идет проверка индивидуальных работ. Работы проверяются детьми ,затем выставление оценок.

ф\м

4. Теоретический тренинг

Что вы можете сказать об имени существительном ? Почему именительный падеж мог получить такое название ? (предположения детей)

Прочитайте, что тут написано?

- по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке (падеж)

Назовите эти существительные в порядке склонения. Что такое склонение существительных?

5. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем 3 буквы.

  • Первая буква является суффиксом в слове отметка. Какая эта буква ? (к)
  • Вторая буква - окончание в существительном отметка, употребленном в именительном падеже (а).
  • Третья буква - окончание в существительном отметка, употребленном в винительном падеже (у).

Определите порядок следования букв: кууууа куууаа кууааа куаааа (слайд)

Ответы детей:

(количество у уменьшается по одной, количество а прибавляется по одной)

Не подсказала ли нам минутка чистописания тему нашего урока ?

Вспомните, в каких падежах были употреблены эти буквы (в имен. и винит. падежах).

Ответы детей:

Мы будем говорить сегодня об именительном и винительном падежах.

6. Но сначала задание на размышление (слайд)

Сезон винтик зонтик
Совок указал ?

Внимательно прочитайте слова. Подумайте и скажите, какое слово должно стоят вместо вопросительного знака. Ответы детей: (вокзал)

Как ты узнал? Каким способом? (слово зонтик образовано способом, от слова сезон взято второй слог зон, а от слова винтик взято тоже второй слог тик. Значит вторые слоги вок , зал ) Что это? (здание, где обслуживают пассажиров)

Что вы можете сказать об этом слове?........ - воспит. момент

Составления предложений при помощи слова вокзал. Несколько предложений пишут под диктовку.

7. Изучение нового материала.

А у меня вот такие предложения. Сделаем наблюдения. (слайд)

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Пассажиры видят вокзал.

(подчеркните главные члены, определите падеж. Каким членом является? Что общего? Разница? Идет наблюдение)

Ответы детей: Вывод

Существительное в именительном падеже яв-ся главным членом, употреблено без предлога. Существительные в винительном падеже являются второстепенными членами, употреблены с предлогом и без предлога)

8. Формирование практических навыков

№ 131 (почему имен. падеж является самым популярным? - главный член

Почему винительный падеж мог получить такое название? - предположения детей

(оказывается ,объект действия, обозначенный именем существительным в В.П., является причиной, вызывающей само действие - Читать книгу).

№ 134 (какие принципы помогли вам отличить существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже?)

9. Графический диктант с последующей проверкой (парная работа : первый ученик находит имен существительных, определяет падежи, второй ученик чертит схему)

Молодой капитан поднялся на борт. (капитан- им.п., на борт- вин. п.) / _____ ===== /.

Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван. (кот-им.п., на диван-вин.п.)

\ ________ ========,========,===========\.

Мишка бежал рядом и кричал: "Жми на педаль!" (на педаль-вин.п.) А:" П!"

"Я забыл носовой платок,"- тихо ответил Денис. (платок-вин.п.) "П",- А.

Гром грохотал, и молния освещала океан. (гром - им.п., молния - им.п., океан - вин.п.)

/ _______ ===========/, и \ ______ ============/

10. Состав. предложений кораблик - употребляя в именительном, винительном падежах.

11. Итог.  Как не спутать именительный падеж с винительным ?

12. Домашнее задание. Упражнение 136. Выучить правило.