Условия формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьника.

О здоровье населения страны, стали говорить на всех уровнях, так как состояние здоровья - важнейший показатель благополучия общества и государства, определённый прогноз на будущее.Безопасный образ жизни, помогает не только сохранять здоровье, но и укреплять его.

Рассматривая здоровье человека, как многокомпонентную модель. Нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. (ВОЗ, Устав - Женева, 1998г.)

Задача школы и учителей создать условия, и научить ребёнка сохранять и укреплять здоровье с первого класса, что полноценно подготовит детей к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. В последние 10-15 лет школа и педагоги перестраивают работу с учётом приоритета сохранения и укрепления здоровья детей, используя приёмы, формы, методы организации обучения детей без ущерба для их здоровья. В условиях введения ФГОС перед учителем остро встал вопрос о создании условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Всё это может быть выполнено по следующей схеме:

  1. Осознание проблемы здоровья и убеждённость, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
  2. Поиск путей исправления ситуаций: признание своей ответственности за результаты;
  3. Обретение соответствующих профессиональных компетенций;
  4. Перестройка работы в соответствии с полученными знаниями, в условиях введения ФГОС.

Важно помнить и выделять:

  1. Причины неблагополучия здоровья учащихся и интегрировать этот факт. Проводя занятия создавать условия формирования здорового и безопасного образа жизни, влияющие на учебные успехи и поведение с одной стороны и на здоровье с другой стороны, умение позитивно воздействовать, то есть снижать учебную нагрузку, оказывать психологическую поддержку, успокаивать, переключать внимание при этом сохраняя и укрепляя здоровье школьников.
  2. Показатели здоровья нужно учитывать при выполнении различных видов работ, то есть проводить комплексный мониторинг здоровья учащихся, а не только отдельные обследования состояния здоровья.

Современная школа - это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия - это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества. Кроме того, школа, будучи частью социума, а иногда - его центральным звеном, постепенно распространяет идею здоровья вокруг себя, вовлекая другие структуры сообщества.

В современных условиях технической оснащённости и психофизической интенсивности труда одним из ведущих фактором развития общества является здоровье. Здоровье человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся и в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Любая школа - сложная гуманитарная система. В каждой системе есть звенья, изменения даже некоторых из них приводят к изменению системы в целом. Системный подход к пониманию здоровья в школе ведёт к изменениям школы в целом, делает слабую школу - сильной, бедную - богатой, неуправляемую - разумной.

Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития России, в настоящее время только 14 процентов обучающихся в старших классах могут считаться здоровыми, 60 процентов обучающихся имеют ту или иную патологию. До 80 процентов выпускников школ получают ограничения в выборе профессий по состоянию здоровья, свыше 40 процентов допризывной молодёжи не соответствуют требованиям предъявляемых армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Большинство граждан страны не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом и вести здоровый образ жизни. Так, в настоящее время 85 процентов граждан Российской федерации, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодёжи не занимаются систематически физической культурой и спортом.

Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения ФГОС, призваны помочь каждому ребёнку построить индивидуальный маршрут с учётом его психических особенностей, физических возможностей, интересов и склонностей.

Реализация стратегии сохранения и укрепления здоровья становится возможной при оптимальном решении медико-социальных (права на труд, отдых, образование, социальную защиту) и медико-физических (рациональный режим дня и питания, достаточная физическая активность, отказ от вредных привычек).

Правильный учёт и применение этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению резервов организма, овладению индивидуальным способом управления своим здоровьем, но обуславливает сущность обучения, являясь успешной адаптацией учащихся к школе, к жизни.

Обеспечение здоровья в школе - это организованный набор процедур и действий, созданных для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся. Трехкомпонентная модель состоит из трёх базовых компонентов:

  1. Информация по проблемам здоровья в учебных курсах ориентирована на повышенное понимание учащимися принципиальных основ здоровья и нацелена на изменение поведения с ориентацией на здоровье.
  2. Школьная медицинская служба включает в свою деятельность профилактические мероприятия, связанные со здоровьем обучающихся.
  3. Здоровая среда связана с физической и психической атмосферой, а также факторами безопасности в образовательном учреждении.

Оптимизация и гуманизация процесса обучения в условиях формирования культуры здорового и безопасного образа жизни приводит учителя и учащихся в такое взаимодействие в учебной деятельности, которая наиболее эффективно построена для всех её участников. Все педагогические механизмы будут направлены на достижение максимально возможных в данных условиях учебно-воспитательных результатов при минимально необходимых физических и временных затратах всех участников учебной деятельности.

В качестве основной структурной единицы рассматривается класс, в котором находятся учащиеся с различными учебными возможностями, способностями, уровнями здоровья. Учитывая индивидуальный учебный план, образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной, отражающей потребности и возможности участников образовательного процесса школы. Педагог сам распределяет время, которое необходимо затратить на изучение той или иной темы, как долго класс будет работать вместе, а когда его необходимо разделить на группы. Создавая условия для формирования культуры здорового и безопасного образа с сохранением и укреплением здоровья с учётом индивидуальных особенностей школьников и учётом их группы здоровья.

Реализация модели здоровья возможна при условии соблюдения ряда основополагающих принципов.

При соблюдении педагогических условий, основополагающих принципов, на наш взгляд, возможен объективно-обоснованный органичный переход к статусу школы здоровья, в которой будут созданы условия для обеспечения возможности осуществления личностного, социального, предпрофильного, профильного и профессионального самоопределения учащихся, а также формирования здоровья и здорового и безопасного образа жизни. При реализации модели развития школы здоровья мы рассматриваем деятельность учреждения на всех уровнях взаимодействия. Основными направлениями инновационной работы в школе можно считать:

  1. Инновации в содержании образования - разработка и апробация элективных курсов для профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  2. Инновации в системе контроля и оценке знаний обучающихся.
  3. Инновации в области используемых технологий обучения (проблемно-развивающее обучение; использование информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения предметов; блочно-модульная технология; проектное обучение).

Одной из основных приоритетных задач стало сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Целостный подход к пониманию здоровья ведёт к серьёзным изменениям в школьной жизни.