Цели:
коррекционные:
- автоматизировать звук [л] в открытых слогах, в словах, в предложениях;
- закреплять артикуляционный уклад для звука [л];
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать мимические мышцы;
- развивать фонематический слух;
- формировать навыки звукового анализа (фонематическое восприятие);
воспитательные:
- воспитывать чувство любви к животным и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
- CD Малыш и море. (Серия: "Звуки природы");
- CD (Железнова Е. Пальчиковые игры. (Серия: "Музыкальные обучалочки");
- картинный материал (пароход, остров), парные карточки "Один - много";
- схема массажа;
- карточки для артикуляционной гимнастики;
- набор символов гласных и согласных звуков (демонстрационные и для каждого ребенка);
- схема анализа артикуляции и карточки - символы с изображением положений органов артикуляции при произнесении данного звука;
- "Модель языка";
- фигурка клоуна - из весёлой азбуки;
- фланелеграф;
- ракушки;
- перчаточная и напальчная куклы "Обезьянки",
- символ слова-действия;
- пиктограммы с изображением эмоций (грусть, удивление, радость);
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их.
2. Объявление темы занятия
- Наше занятие будет необычное, мы отправимся в морское путешествие. (Звучит музыка. CD Серия: "Звуки природы". Малыш и море)
(Открывается картинка с изображением парохода.)
- Посмотрите, у причала стоит большой пароход и гудит: Л-Л-Л:
Сегодня мы будем продолжать учиться красиво произносить звук Л.
3. Массаж лица (Открывается схема с основными линиями массажа "Солнышко") Звучит музыка (шум моря)
По морям и океанам,
(поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам)
Буду плавать капитаном.
(поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам)
Буду волны покорять,
(поглаживание от крыльев носа к ушам)
Чудный остров открывать.
(поглаживание от уголков губ к ушам; "пальцевой душ" (постукивание двумя или четырьмя пальцами)
4. Развитие артикуляционной моторики. (Показываются карточки для артикуляционной гимнастики)
Однако к путешествию нужно как следует подготовиться.
Давайте "ЗАМЕСИМ ТЕСТО" и напечем "БЛИНОВ", чтобы было чем подкрепиться.
К блинам возьмем с собой "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ".
Перед выходом в море давайте проверим, как перенесём качку (упражнение КАЧЕЛИ). Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на причал! (упражнение "ИНДЮК". Покажем, как на нашем корабле флаг развивается (упражнение "ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ").
Чтобы было не скучно в пути возьмём с собой ГАРМОШКУ.
5. Произношение изолированного звука (хоровое, цепочкой).
Снова гудит пароход: Л-Л-Л, приглашает нас подняться на палубу. Как он гудит? Л-Л-Л. Выходим в открытое море.
6. Формирование зрительного образа звука. Анализ артикуляции по плану (Открывается схема анализа артикуляции и карточки - символы с изображением положений органов артикуляции при произнесении данного звука)
- посмотрите внимательно в зеркало.
- Когда мы произносим звук [Л]:
- Губы - раскрыты "оскал";
- Зубы - раскрыты;
- Язык - поднимается за верхние зубы "парусом", кончик прижат;
- Спинка языка - опущена - звук твердый.
- Воздушная струя - идет по бокам языка;
- Голосовые связки - Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос, работают голосовые связки.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит
Поем песенку "пароходика" Л-Л-Л-Л:
Спинка языка опущена - звук Л твердый;
- Следим за подниманием языка к нёбу в зеркале.
Кончик языка
Вверх в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
[Л] получился певучий,
Плавный, ласковый и звучный
7. Характеристика звука (гласный - согласный, глухой - звонкий, твердый - мягкий).
- Когда мы произносим звук и воздух встречает преграду, то это согласный звук.
Итак, звук Л - согласный, твердый, звонкий (обозначим фишкой синего цвета)
8. Связь звука с буквой
На пароходе пассажиров развлекает клоун. (Выставляется фигурка Клоуна)
Клоун этот так хорош -
Он на букву Л похож.
9. Развитие фонематического слуха
- Клоун хочет с вами поиграть и проверить, какие вы внимательные. Когда услышите звук Л, поднимите картинку пароходика.
К - Л - О - С - Л - З - А - Л - М
10. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
Звук [л] сейчас возьмите,
В гости к гласным подплывите
(Используются оральные образы гласных звуков)
Л А О Ы Э
Волны плещутся за бортом: ЛЛА, ЛЛО, ЛЛЭ. (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)
ЛА
- Ребята, послушайте внимательно и скажите, какой первый звук слышится?
Какой это звук согласный или гласный?
- Какой второй? Какой это звук гласный или согласный? Когда мы произносим этот звук воздух встречает преграду?
- Посмотрите, воздушная струя выходит свободно, нет никакой преграды.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.
- Какой фишкой обозначим звук [А]?
Какой это слог? Добрый или сердитый? (Добрый, согласный любит ходить в гости к гласному. Гласный открывает ротик и получается "добрый" слог).
- Молодцы!
11. Развитие общей и мелкой моторики.
- Ребята, посмотрите внимательно, впереди виднеется какой-то остров (открывается картинка с изображением острова).
Кто же нас на берегу встречает? (Логопед надевает перчаточную куклу - обезьянку)
Высаживаемся на остров (звучит музыка: CD Железнова Е. Пальчиковые игры. (Серия: "Музыкальные обучалочки") трек "Обезьянки")
Обезьянки
Обезьянки вышли погулять,
(Сжимают и разжимают кулачки)
Обезьянки стали танцевать,
(Выполняют движение"фонарики" )
Но одна из них ушла домой поспать,
(Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку ("спят")
Потому что надоело танцевать.
(Выполняют стряхивающие движения кистями рук ("как будто стряхиваем водичку")
12. Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью.
- Ой, смотрите, обезьянка осталась одна. (Открывается пиктограмма "страха")
Ей стало грустно и она заплакала: УА - УА. Ребята, давайте покажем, какая обезьянка грустная. (дети произносят слоги с мимикой и интонацией страха)
- какой первый звук слышится "УА"? (У) Выложите символ гласного звука У.
- какой второй звук "УА"? (А) Выложите символ
Стала обезьянка звать своих подружек: АУ -АУ.
- а какой здесь первый звук слышится "АУ"? (А) Выложите схему.
- какой второй звук "АУ"? (У) Выложите схему.
(Открывается пиктограмма "удивление")
Потом обезьянка удивилась: ла-ла, ло-ло, лы-лы, лэ-лэ!?
(дети произносят слоги с мимикой и интонацией удивления)
(Открывается пиктограмма "радость")
Но когда обезьянка увидела нас, то обрадовалась: ла-ла, ло-ло, лы-лы, лэ-лэ! (дети произносят слоги с мимикой и интонацией радости)
Обезьянка:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лада.
- Произнесите мое имя. (Лада)
- Сможете выложить моё имя?
13. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
ИГРА "ОН И ОНА"
- Обезьянка и клоун предлагает поиграть в игру "Договорки":
Логопед произносит образец и выкладывает схему предложения _____ _____.
(Напальчная кукла - обезьянка и символ слова-действия):
Клоун плыл, а Лада плыла.
Я начну, а вы продолжите:
Клоун мыл, а: ходил ел пил сидел скакал писал
Обезьянка: Ой, как мне понравилось играть. Я ещё хочу поиграть.
Игра "ОДИН - МНОГО"
(Логопед произносит образец и одновременно выкладывает карточки с изображением одного предмета и мн)
У клоуна лампа - У Лады лампы
- пила - пилы
- лапа - лапы
- кукла - куклы
- лопата - лопаты
Обезьянка: ребята, какие вы умные!
Логопед: Нужно отправляться дальше. Давайте попрощаемся с обезьянкой и на память об острове соберем на берегу ракушки. Как услышите слово со звуком Л, возьмите ракушку. Слушайте внимательно:
волна, море, песок, солнышко, остров, обезьяна, облако, плаванье, путешествие.
14. Итог занятия.
- Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем пароход и берем курс домой.
- Какой звук помогал нам сегодня в этом путешествии?
- Это звук гласный или согласный?
- Глухой или звонкий?
- Куда поднимается и упирается язычок при его произнесении?
15. Оценка работы детей на занятии.
- Вы хорошо сегодня поработали, молодцы!
Список литературы
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
- Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. - Екатеринбург: Издательство "Сократ", 2000 - 106 с.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М. : ЭКСМО, 2010 - 192 с.
- Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М. : Книголюб, 2006. - 16 с.
- Цуканова С.П. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 160 с.