Цели:
- Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов;
- Отработка навыков и умений при работе с тканью;
- Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;
- Воспитание трудолюбия, терпения аккуратности
Оборудование и материалы:
1. Таблицы с изображением русского народного костюма;
2. Репрдукции с исторических картин русских художников;
3. Набор открыток "Русский костюм";
4. Эскизы русских народных костюмов, выполненных учащимися на предыдущем уроке;
5. Таблицы с изображением последовательности изготовления и сборки куклы;
6. Образцы тканей;
7. Ткань для туловища размером 15 х 15 или 18 х18 см
8. Белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18 см
9. Тесьма, бусы, кружева, ленты, цветные нитки для оформления костюма, иглы, вата, синтепон, клей ПВА и др.
10. Компьютер и мультимедийные проектор (урок сопровождается видеорядом)
План урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа об обрядовом значении и конструировании кукол-идолов.
3. Знакомство с различными свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.
4. Постановка художественной задачи.
5. Выполнение практического задания.
6. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Беседа.
На пороге стоит кукла. Крепенькая, белая, ладная. Настоящая хозяйка дома. Она одинока, но вместе с тем в кукле ощущается что-то живое, бесстрашное вселяющее веру в то, что нет ничего проходящего бесследно. Эта кукла вовсе не выглядит детской игрушкой. Тут игра посерьезнее, растянутая на тысячелетия: Если прялку можно назвать старинной, то куклу - древней.
Внутри одетой бытовой куклы, игрушки-самоделки, скрывается ее основа-идол, дух предка - вечная загадка. Они воплощали образ девы, славянской языческой богини плодородия. К ним обращались с дарами и наговором. Куклы в большинстве своем лишены лица, туловища и, соответственно, рук и ног.
Внутренняя основа народных кукол-закруток - кусок белой ткани, набитой тряпками и зашитой в виде баллона, который затем перетягивается шпагатом или суровой ниткой так, что выделяются голова, грудь, талия и нижняя часть туловища. Одежда обычная, каждодневная и праздничная. Ног эти куклы лишены (стоят на плоском основании), зато нередко имеют пришитые опущенные руки. Человек, получив право выбора, избирает свой лик, свое телесное подобие в качестве вместилища высших одушевленных сил природы.
Изготовление и сборка куклы
(раздаточный материал)
3. Знакомство с различными свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.
Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани ярких расцветок - ситец, лен, сатин. Эти ткани удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются.
Возьмите образцы тканей. Сейчас мы с вами узнаем как определить долевую и уточную нити, лицевую и изнаночную стороны ткани. Обратите внимание и на структуру переплетения нитей.
Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.
Гигиенические свойства : гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность.
Физико-механические свойства ткани (сминаемость и прочность) используют при подборе ткани для туловища.
Необходимо обратить внимание и на такие технологические свойства ткани, как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машине).
Благодаря тому что хлопчатобумажные ткани обладают хорошей гигроскопичностью и высокой воздухопроницаемостью, а льняные ткани - более высокой гигроскопичностью и средней воздухопроницаемостью,их используют для изготовления постельного белья ,бытовой одежды.
4. Постановка художественной задачи.
Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков
Ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т. д.
А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Куклы можно изготовить всем одинаковые (по шаблону-образцу), а нарядит ее каждый по своему эскизу народного костюма, выполненного на предыдущем уроке.
5. Выполнение практического задания.
Последовательность изготовления куклы - закрутки (см. таблицу)
1. На кусок плотной ткани, предназначенной для туловища, наложить ватин (вату, синтепон, ветошь), отогнуть края на изнанку на 2 см. , ткань закрутить.
Свободный край бокового среза также загнуть на изнанку, подклеить снизу (а)
2. На уровне линии шеи (1/5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б).
3. Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута сложением треугольником в два приёма (в), накрыть верх закрутки центром белого лоскута, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г), подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д, е), затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж).
4. Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы (з).
При изготовлении основы куклы необходимо объяснить учащимся, что туловище должно быть устойчивым, не падать и именно для этого выполняется подгиб. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутом, надо заложить сбоку таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. Волосы можно сделать из веревок, штопки, остатков шерстяной пряжи (мягкие нитки лучше укладываются по форме).
Можно использовать ткань, которую прикрепляют на средней линии головы.
5. Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм (сарафан, юбку, фартук) можно украсить несложной вышивкой, тесьмой, лентами, блестками, бусинками.
Можно выполнить и мужской вариант куклы - закрутки
(раздаточный материал)
- Кусок плотной ткани с прокладкой, предназначенной для штанов, сложить треугольником, подогнуть срезы, забрать лишнюю ткань внутрь, с двух сторон перетянуть ниткой (а).
- Второй кусок плотной ткани, предназначенной для туловища, скрутить и обхватить середину штанов. Затянуть ткань на линии талии и линии шеи.
- Накрыть туловище белым лоскутом, сформировать голову и руки. Затянуть ниткой по линии шеи и перетянуть кисти рук.
- Затянуть оставшуюся ткань на линии талии (в).
- Оформить голову и отделать рубаху.
6. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ.
При оценке работы учитывается аккуратность её выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программы общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского; М. Просвещение, 2005
2. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2003)
3. Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику "Декоративно прикладное искусство в жизни человека" 5 класс (2003)
4. Программы общеобразовательных учреждений "Технология Трудовое обучение" 1-4, 5-11 классы Просвещение , 2006
5. Симоненко В. Д. "Технология" Учебник для 5 класса
6. Русский дом /Институт повышения квалификации работников образования. - Самара, 1995
7. Рябцев Ю. С. История русской культуры ХI-ХVII Веков. - М. : Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД". 1998
9. журналы "Народное творчество" № 4 за 2000 г. , № 2 за 2001г. ,№ 2,6 за 2002 г. , № 2, 3, 5 за 2003 г.
10. С. И. Ожегов "Толковый словарь".