Урок изобразительного искусства "Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства" в 9-м классе по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема четверти. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

Тема урока. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства.

Класс: 9 класс.

Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2006 год.

Тип урока. Изучение нового материала.

Вид работы. Ретушь.

Форма работы. Индивидуальная работа.

Цель. Формирование представления о фотографии как одном из изобразительных возможностей искусства.

Задачи:

  • познакомить с этапами развития фотографии, становлением фотографии как искусства;
  • вырабатывать навык передачи видимого мира через фотографию;
  • выработать умение выполнять ретушь на фотографиях;
  • воспитывать любознательное отношение к миру фотоискусства.

Оборудование: мультимедийные средства - компьютер, проектор, демонстрационная доска, фотоаппараты (70-х, 80-х гг., цифровой), цветные карандаши, альбомный лист.

Зрительный ряд: демонстрация съёмочных фотоаппаратов и изображений, слайдов, репродукций, фотографий.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

- Назовите тему второй четверти. (Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.)

- С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке? (Художник и художественные технологии.)

Вашим домашним заданием было: подготовить материал в различных технологиях – фотопрезентации.

1. Просмотр презентаций.

Фотограф через фотографии передаёт своё понимание мира природы, вещей, человека.

Каждый из вас, если возьмёт фотоаппарат, по-своему увидит окружающий мир, отобразит мгновение. (Показ слайдов) (Приложение 2, Приложение 3)

2. Беседа.

- Какие технологии использованы авторами презентаций?

- Как вы понимаете слово “фотография”? (Сплав искусства и техники).

Первый в мире отдел этого искусства появился в 1940 году в Музее современных искусств в Нью-Йорке. Искусством её признают не все.

- О каком искусстве идёт речь? (Об искусстве фотографии).

- Когда отмечается День святой Вероники, покровительницы фотографии?

(4 февраля отмечается День святой Вероники, покровительницы фотографии.

Согласно легенде, святая Вероника – женщина, которая подала Иисусу, шедшему на Голгофу, ткань, чтобы он отёр пот с лица. На ткани остался запечатлённым лик Спасителя. После изобретения фотографии святую Веронику стали считать её покровительницей.)

- Кто был создателем фотографии?

(Создателем фотографии был французский художник и изобретатель Луи Дагер.

В честь создателя в 1839 г. назвали предка фотографии Дагерротипом. При дагеротипии светочувствительным веществом служил иодид серебра.)

- Какое вещество в начале XX века использовали для фотовспышки?

(Для фотовспышки в начале XX века использовали металл магний.

III. Сообщение темы и задач урока.

- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке?

(С фотографией).

Тема нашего урока: “Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства”.

Мы с вами на уроке познакомимся с различными фотоаппаратами, с их устройством, со становлением фотографии как искусства, поработаем в мастерской фотографа с фотографиями.

IV. Изучение нового материала. (Приложение 1)

1. Демонстрация фотоаппаратов и их устройства.

- Какой предмет нам нужен для получения фотографии? (фотоаппарат).

Обратите ваше внимание на фотоаппараты. Перед вами фотоаппараты, которые использовали при фотосъёмке ваши родители, бабушки и дедушки, прадедушки, прабабушки.

(Показ слайдов 2, 3, 4)

(“ФЭД” (Феликс Эдмундович Дзержинский – политический деятель. Фотоаппарат увидел свет в 1934 году в Харькове), “Лейка” (Фирма Leica впервые в мире в 1924 году начала производство 35-миллиметровых малоформатных фотоаппаратов), “Зоркий”, “Этюд”, “Зенит”, “Смена -8М”.

В народе простейшую автоматическую фотокамеру называют “мыльницей”.

Устройство фотоаппарата. (Показ слайда №5)

А) Вид спереди: 1 - корпус; 2 – держатель для фото-принадлежностей; 3 – видоискатель; 4 – ручка обратной перемотки плёнки; 5 – объектив видоискателя; 6 – съёмочный объектив; 7 – клавиша спуска затвора.

Б) Вид сзади (со стороны кадровой рамки): 8 – окно счётчика кадров; 9 – курок взвода затвора; 10 – приёмная катушка; 11 – зубчатый (мерный) валик; 12 – светонепроницаемая камера; 13 – гнездо для кассеты; 14 – вилка – поводок кассетной катушки; 15 – окуляр видоискателя.

- Назовите марки современных фотоаппаратов.

(Показ слайда № 6) Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Sony, Fujifilm, Panasonic, Samsung.

Фотография прочно вошла в нашу жизнь. Для лучшего воспроизведения увиденного мы стараемся использовать современные фотоаппараты. Сейчас все используют цифровые фотоаппараты.

- По каким показателям мы определяем превосходство современного фотоаппарата над другими?

(Качество объектива фотоаппарата, в том числе такие его параметры как: аберрация, разрешение, просветление, светосила, угол зрения объектива, глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), зум, наличие и тип стабилизации кадра, наличие и типы автофокусировки изображения;

Тип матрицы фотоаппарата, физический размер матрицы, разрешение матрицы, эквивалентная чувствительность и отношение сигнал/шум матрицы, скорость считывания информации с матрицы;

Электронный и механический затворы фотоаппарата, лаг затвора, (англ. lag — отставание);

Процессоры фотоаппарата, алгоритмы обработки изображений и подавления шума, системы меню, число предустановленных программ и внешний интерфейс, (англ. interface — соединять), фотоаппарата;

Типы видоискателей фотоаппарата;

Типы и объёмы внешней памяти фотоаппарата;

Тип энергопитания фотоаппарата и энергопотребление фотоаппарата;

Вспышки и осветительное оборудование фотоаппарата.

[править]

Объектив). (Материал для справок. Приложение 4)

2. Из истории фотографии.

По целому ряду причин так случилось, что история фотографии начала разрабатываться лишь в XX веке, в основном в послевоенные годы. В разных странах именно в это время стали выходить книги, посвященные как отечественной фотографии, так и зарубежным фотографическим школам.

Если говорить о зарубежной истории фотографии, то следует отметить, что работы европейских авторов появлялись раньше американских, они их явно превосходили по серьезности подхода к материалу.

Долгое время за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники и искусствоведы минувшего века рассматривали светопись как механическую копию действительности. Для того чтобы хоть как-то преодолеть бездушие технического средства — фотоаппарата, многие фотографы прошлого тратили немало сил и воображения, создавая снимок неадекватный фиксируемой натуре. Они широко использовали монтаж и печать с нескольких негативов, колдовали с кистью в руках над отделкой отпечатка, сочиняли и ставили, подобно театральным режиссерам, сцены на мифологические сюжеты.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский снимал Псков лет сто назад. Ныне эти его цветные фотографии города по праву считаются уникальными.

- В чём их уникальность?

(Это были первые цветные фотографии.)

Французский художник Эжен Делакруа быстро оценил возможности новой техники и часто пользовался фотоаппаратом, чтобы запечатлеть человеческое тело в разных позах.

Эдгар Дега на многих своих картинах, писавший танцовщиц, специально имитировал стиль фотоэтюдов.

Винсент Ван Гог писал портрет своей матери не с натуры, а с её фотографии.

В 1840 году в России появилась первая фотостудия. “Художественный кабинет” для желающих получить портрет “величиной с табакерку”. Её открыл Греков в Москве.

В России одним из самых известных русских фотографов XIX века, который единственный носил звание “фотограф императоров России и Франции”, был Сергей Львович Левицкий. У него снимались вся российская знать и деятели русской культуры.

В середине XIX века в Европе фотографы, по примеру художников, стали называть свои мастерские – ателье.

Многие люди приносили с собой в фотоателье любимые вещи, чтобы увековечить их вместе с собой. Это были не только сумочки, веера, цилиндры, трости, но даже кресла. Получившиеся портреты называли портретом в интерьере. Фотографы быстро уловили пристрастия клиентов и стали обзаводиться собственным инвентарём. На фото 1860-х гг. уже видны ширмочки, тумбы, столы. (Показ слайдов №7 – № 16)

В 1958 году Джон Уитни создавал картины при помощи компьютера. Через два года искусствоведы признали, что создание картины при помощи компьютера – творчество, “компьютерной графики”.

V. Практическая работа.

В ваших семейных альбомах есть, наверное, старые фотографии. Вид этих фотографий говорит сам за себя: потрескались, края обтрепались за давностью лет. Сейчас фото можно восстановить. Как? (Компьютерные технологии - фото-шоп). (Показ слайдов 17 – 18)

Когда не было компьютеров, то при помощи чего восстанавливали фотографии?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.

Попался в руки мне журнал.
Добавил я волос к портрету,
Потом усы пририсовал…
А как назвать поправку эту? (Ретушь).

Ретушь – французское слово, исправление изображения рисунков и фотоснимков.

С профессии ретушёра начали свой путь в искусстве известнейшие русские художники Крамской, Шишкин, Куинджи, Шагал.

- Значит, кто стал помощником фотографа? (Ретушёр)

(Он мог по желанию клиента улучшить фотографию – исправить овал лица или закрасить морщинки. А мог и раскрасить фото акварелью.)

С детства мы помним книжки – раскраски. Мы занимались ретушью – придавали рисункам красочный вид.

Сегодня каждый из вас поработает ретушёром. Перед вами фотографии, которые много нужно преобразить, придать им изящный вид - цвет. В работе можно использовать цветные карандаши, акварель. (Слайд № 19)

VI. Итог урока.

1. Выставка работ и самооценка.

2. Беседа с учащимися по вопросам.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Смогли ли вы на своих фотографиях - раскрасках передать цветовую гамму?

VII. Домашнее задание.

Принести на следующий урок фотографии - композиции.

Список литературы, используемой при разработке урока.

1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007 г.

2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1985 г.

3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987 г.