Размножение и развитие животных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
  • Развивать мышление, учить сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

1. На доске - схемы для выполнения индивидуальных заданий.

2. Презентация по теме (Приложение).

3. Индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение индивидуальных заданий у доски.

Задание 1.

- Составь из карточек возможные цепи питания.

(В наборе карточек слова: берёза, лось, волк, ястреб, ива, белая куропатка.

Ответ: Берёза > лось > волк; ива > белая куропатка > ястреб.)

Задание 2.

- Рассмотри сеть питания:

 

- Найди и выпиши отдельные цепи питания.

- Объясни, почему цепи питания связаны между собой.

(Ответ: Цепи питания:

  • осина -> заяц -> лиса
  • осина -> заяц -> волк
  • осина -> мышь -> сова
  • осина -> мышь -> змея
  • осина -> мышь -> канюк
  • осина -> мышь -> лиса

- Кто напрямую связан с осиной? (Зайцы, мыши.)

- Кто напрямую связан с зайцами? (Осина, волк, лиса.)

- Назовите косвенные связи данной цепи питания. (С осиной - волк, лиса, сова, змея, канюк.)

Задание 3.

- Распредели соответственно цифрам 1, 2, 3, в схеме экологической пирамиды, следующие растения и животных: куропатка, лемминг, песец, голубика, брусника.

- Что произойдёт в природе, если из перечисленных животных и растений кто или что-нибудь исчезнет? Объясни свой ответ.

(Ответ:

1) Брусника, голубика.

2) Куропатка, лемминг.

3) Песец.

Растениями питаются растительноядные животные, растительноядными животными - хищники. В природе всё взаимосвязано. Если нарушится одно из звеньев, исчезнут животные, растения, входящие в цепь питания.)

2. Фронтальный опрос.

- Какие животные обитают в дубовом лесу?

- Как они связаны между собой?

- Что означает выражения "связаны напрямую", "связаны косвенно"?

- Кто напрямую связан с дубом? А кто - косвенно?

- Что такое сеть питания?

- Что такое экологическая пирамида?

- Почему говорят, что лес - единое целое?

3. Физминутка.

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с жизнью разных животных и узнаем, как размножаются и развиваются: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери.

IV. Знакомство с новым материалом:

1. Размножение и развитие насекомых.

1) Разгадывание загадки:

Презентация.

Слайд 2.

2) Рассказ учителя о размножении и развитии бабочек.

Слайд 3.

Большинство дневных и ночных бабочек дают одно поколение в год, при этом взрослые бабочки встречаются лишь в течение нескольких недель в определенное время года и потом снова исчезают до следующего года. Оставленное бабочками потомство зимует в стадии яйца, гусеницы или куколки, в зависимости от вида бабочки. Некоторые бабочки - крушинница, дневной павлиний глаз и другие - зимуют в оцепенении.

Многие виды бабочек дают два поколения в год. Взрослые насекомые в таком случае появляются поздней весной и еще раз летом. Гусеницы, которые выходят из яиц, отложенных весной, растут быстро, а гусеницы, появившиеся летом, могут превратиться в бабочек лишь девять месяцев спустя. Например, перламутровки свои яйца откладывают на фиалки. Зимуют молодые гусеницы, как правило, в свернутых сухих листьях среди опавшей листвы. Весной они развиваются быстро, окукливаются, а в мае уже появляются бабочки. Перламутровки второго поколения летают с июля по август.

Давайте рассмотрим несколько прекрасных представительниц семейства бабочек. Известно ли вам как они называются?

Слайд 4.

Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколок у кузнечика.

Слайд 5.

- Давайте рассмотрим схему развития кузнечика.

- С чего начинается развитие?

- Что появляется из яйца?

- На что похожа маленькая личинка?

Из яйца появляется личинка, похожая на маленького кузнечика. Подрастая, личинка несколько раз сбрасывает шкурку и с каждым разом становится всё крупнее.

3) Заполнение графы "Насекомые" таблицы "Размножение и развитие животных":

Группы животных Размножение Развитие
Насекомые Откладывают яйца Либо: яйцо -> личинка -> куколка -> взрослое насекомое (бабочка);

либо: яйцо -> личинка -> взрослое насекомое (кузнечик).

Рыбы Откладывают икру Икра -> малёк -> рыба.
Земноводные Откладывают икру Икра -> головастик -> лягушка.
Пресмыкающиеся Откладывают яйца Яйцо -> детёныш -> взрослое животное.
Птицы Откладывают яйца Яйцо -> птенец -> взрослая птица.
Млекопитающие Рождают детёнышей Детёныш -> взрослое животное.

4) Разгадывание загадки.

Слайд 6.

5) Рассказ учителя о размножении и поэтапном развитии рыб.

Слайд 7.

Слайд 8.

Большинство рыб размножается путем икрометания, откладывания икры, но есть и такие рыбы, которые рождают сформированных мальков. Эти рыбы называются живородящими (акулы, скаты). К живородящим относится промысловая рыба морской окунь.

Количество икринок у рыб колеблется от нескольких десятков штук до миллионов. С возрастом способность к икрометанию у рыб ослабевает. Такие рыбы, как угорь, горбуша, только один раз в жизни оставляют после себя потомство, а затем погибают.

Огромное количество особей нового поколения может произвести одна пара рыб. Однако выживает их ничтожно мало. На выживаемость икринок и сохранение потомства влияет множество различных факторов. Огромное количество икринок гибнет раньше, чем в них появятся зародыши. Птицы, а главное рыбы немедленно устремляются на беззащитную икру как на лакомый корм. Есть и другие причины, ведущие к гибели икры и мальков (сброс воды промышленными предприятиями в реки и водохранилища, промерзание мелких водоёмов зимой и т.д.).

Из отложенных и оплодотворенных сотен тысяч икринок до взрослого состояния доживает небольшое количество.

6) Физминутка.

7) Разгадывание загадки.

Слайд 9.

8) Рассказ учителя о размножении и поэтапном развитии земноводных.

Слайд 10.

Амфибии откладывают икру, подобно рыбам, т.к. их яйца (икра) и зародыши лишены приспособлений для наземного развития (анамнии).Различные виды лягушек могут откладывать икру в совершенно различные или даже удивительные места:

- в норки, скат которых направлен в воду. Когда головастики вылупляются, то они скатываются в воду, где происходит дальнейшее развитие.

- самка делает пенистые комки из слизи, собранной со своей кожи, которую формирует в комки или гнезда, прикрепляемые к нависающим над водой листьям.

- некоторые заворачивают каждую икринку в отдельный лист растения, нависающего над водой;

- некоторые самки вынашивают икру во рту. Самцы ринодермы Дарвина вынашивают отложенную самками икру в специальных горловых мешках.

- некоторые узкоротые лягушки, обитающие в засушливых районах, откладывают икру в сырую почву, где происходит развитие личинки, и на сушу выходит уже сформированный лягушонок.

Икра лягушки развивается, как правило, в воде. Икринки роходят ряд метаморфоз: через несколько дней после оплодотворения из них вылупляются головастики, приспособленные к жизни в воде (обладают жабрами и хвостом). Затем хвост и жабры отмирают, появляются ноги, и бесхвостые перебираются на сушу.

Обыкновенный тритон - водное животное, зимующее на суше. Обитает на равнинах и в горах, но больше всего в лесах. Весной или в начале лета тритоны переселяются в стоячие или слабопроточные водоёмы, где самка откладывает от 30 до 650 яиц. Питаются тритоны беспозвоночными. Обычное число икринок 150. Каждую икринку самка откладывает на листок водного растения, так что икринка оказывается завернутой в лист. На 14-20-е сутки появляются личинки, которые начинают питаться на 2-е сутки после выклева. Личинки при температуре воды 12-18°C проходят метаморфоз через 60-70 суток.

9) Разгадывание загадки.

Слайд 11.

10) Рассказ учителя о размножении и поэтапном развитии пресмыкающихся.

Слайд 12.

Черепахи - отряд пресмыкающихся, существующий на протяжении 250 миллионов лет, живущих как в воде, так и на суше. Все известные науке современные черепахи животные яйцекладущие. Самки откладывают яйца в кувшинообразную ямку, которую они выкапывают задними лапами (некоторые - в собственные жилые норы (гофер) или в гнёзда крокодилов), смачивая грунт выпрыскиваемой из организма жидкостью. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху ударами пластрона. Яйца шарообразные или эллиптические, белого цвета, обычно покрыты твёрдой известковой скорлупой. Лишь у морских и некоторых бокошейных черепах яйца имеют мягкую кожистую оболочку. Число откладываемых яиц колеблется у разных видов от одного до двух сотен.

Ящерицы. Большинство видов ящериц яйцекладущи, некоторые - яйцеживородящи. При этом материнское животное не откладывает яйца или икру, а вынашивает их внутри себя. Детёныши покидают яйцевую оболочку ещё в теле матери и после этого рождаются.

Большинство ящериц откладывают яйца. Обычно яйца имеют тонкую кожистую оболочку, реже (в основном у гекконов) - плотную, известковую. Количество яиц у различных видов различно и может колебаться от 1-2 до нескольких десятков. Самка откладывает яйца в течение года один или несколько раз, в самые разнообразные, но всегда укромные места - в норы, трещины, под камни и коряги, в дупла деревьев и т. д. Некоторые гекконы приклеивают яйца к стволам и ветвям деревьев, в местах выходов скальных пород и т. п. В большинстве случаев, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним. Только некоторые среди них проявляют заботу о потомстве. Среди наших ящериц это желтопузик. Самки этого вида не только охраняют кладку, но и ухаживают за ней - периодически переворачивают, очищают от мусора.

Некоторое время после вылупления молодых желтопузиков самки продолжают их защищать и даже уступают пищу.

К одной из форм заботы о потомстве может быть отнесена и способность некоторых ящериц задерживать откладку яиц, выжидая наступления благоприятных для этого условий. Так, у прыткой ящерицы откладка яиц может задерживаться на 20 суток. У других же, например у живородящей ящерицы, - вплоть до вылупления.

Одна из причин, вызывающих живорождение, холодный климат. Интересно, что даже ящерицы одного и того же вида в зависимости от высоты обитания над уровнем моря могут или откладывать яйца, или рожать живых детёнышей.

Различные виды змей по-разному размножаются. Скажем, гремучие змеи, медноголовки, водяные змеи не откладывают яйца, а рождают живых детёнышей. Известны змеи, которые могут родить за раз до 75 детёнышей. Другие змеи откладывают яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под брёвнами или в пустых пнях. По форме змеиные яйца несколько отличаются от куриных: они поменьше и подлиннее. Хотя яйца крупных змей могут и не уступать по размеру куриным.

Скорлупа змеиного яйца достаточно прочна, напоминает кожицу. Количество яиц в кладке различается в зависимости от вида змеи. Больше всех яиц, наверное, откладывает питон. Индийский питон может отложить за один раз до 107 яиц.

Яйца обычно вылеживаются под солнцем или в тепле, выделяемом гниющей растительностью. Иногда змеи сторожат яйца, свернувшись вокруг них кольцом.

Но кто же заботиться о подрастающем потомстве, если количество яиц в кладке достигает 100 штук? Да никто! Все маленькие змеи способны позаботиться о себе сами с момента рождения.

11) Разгадывание загадки.

Слайд 13.

12) Рассказ учителя о размножении и поэтапном развитии птиц по тексту учебника.

Слайд 14.

Характерная черта размножения птиц - яйцекладка. После яйцекладки для продолжения развития зародышу необходимо тепло, поэтому родители согревают его теплом своего тела на протяжении нескольких недель или даже месяцев. За несколько дней до вылупления, практически сформировавшиеся, птенцы устанавливают с родителями звуковую связь. В этом общении выделено около десятка сигналов. Таким образом птенец усваивает сигналы матери и основные ситуации внешней среды, что подготавливает его к жизни после вылупления.

13) Разгадывание загадки.

Слайд 15

14) Рассказ учителя о размножении и поэтапном развитии зверей.

Слайд 16.

Млекопитающие - это теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве.

Слайд 17.

Медведь - один из самых крупных и опасных наземных хищников. Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий - 65-210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8-10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная. Самки приносят потомство раз в 2-4 года. В январе-марте медведица приносит 2-3 (до 5) медвежат весом 340-680 г и длиной до 25 см, покрытых короткой редкой шерстью, слепых, с заросшим слуховым проходом. Ушные проходы у них открываются на 14 день; через месяц они прозревают. Уже к 3 месяцам медвежата имеют полный набор молочных зубов и начинают есть ягоды, зелень и насекомых. В этом возрасте они весят около 15 кг; к 6 месяцам - 25 кг. Отец потомством не занимается, медвежат воспитывает медведица. Часто вместе с детёнышами-сеголетками (лончаками) держится предыдущий медвежонок, так называемый пестун, помогая матери в воспитании потомства. Окончательно медвежата отделяются от матери на 3-4 году жизни.

Слайд 18.

Лисицы относятся к семейству псовых. Размножаются лисы только один раз в год. Лисы - хорошие родители. В выводке насчитывается от 4-6 до 12-13 щенков, покрытых тёмно-бурой шерстью. Внешне они напоминают волчат, но отличаются белым кончиком хвоста. В двухнедельном возрасте лисята начинают видеть и слышать, у них прорезаются первые зубы. В воспитании лисят принимают участие оба родителя. Отец и мать проявляют в это время крайнюю осторожность, и в случае угрозы немедленно перенесут детёнышей в запасную нору. Также они вынуждены охотиться круглые сутки, чтобы прокормить потомство. Подрастающие щенки рано начинают отлучаться от "дома" и часто встречаются далеко от него, будучи ещё совсем маленькими.

Полтора месяца мать кормит лисят молоком; кроме того, родители постепенно приучают детёнышей к обычной пище, а также к её добыванию. Вскоре подросшие лисята начинают ходить с отцом и матерью на охоту, играя между собой, приставая к старшим, подчас подвергая опасности всю семью. Со времени гона до окончательного выхода лисят из норы проходит около 6 месяцев. К осени лисята вполне вырастают и могут жить самостоятельно.

V. Закрепление.

1. Выполнение заданий раздела "Подумай!":

- Рассмотрите записи и скажите, какие слова пропущены?

Слайд 19.

2. Беседа:

- Когда и почему охота и рыбная ловля бывают запрещены?

- Сравните размножение и развитие рыб и земноводных. (Откладывают икру. Детёныши - мальки и земноводные.)

- Сравните размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся. (Откладывают яйца пресмыкающиеся, а земноводные откладывают икру.)

- Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?

- Кто три раза родится? (Насекомые.)

- Кто два раза родится? (Птицы.)

VI. Итог урока.

- Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке? Какой вывод можно сделать о размножении животных?

(Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца и икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых - личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб - головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых особей.)

Чтение вывода в учебнике на с. 111.

VII. Домашнее задание.

1. Прочитать статью о размножении и развитии животных в учебнике на с. 105-108.

2. Подготовить ответы на вопросы раздела "Проверь себя", с. 110.

3. Для любознательных: выполнить задания № 4 и № 5 на с. 111.

Используемые источники информации.

  1. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./ A. A. Плешаков, Е. A. Крючкова. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2005 г.
  2. Методические рекомендации "Мир вокруг нас" к учеб. А. А. Плешакова, 3 кл.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/

Презентация.