Цели: познакомить с приемом распознавания падежа имени прилагательного, обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умения распознавать прилагательные в тексте, определять их род и число, воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
II .Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну Морфологию. Поедем мы на поезде. Повторяем части речи, написанные на вагончиках. Машинистом будет Инесса. Синтаксический разбор предложений (2 человека работают у доски).
Веселый поезд мчится в далекую страну. За окнами вагонов мелькают красивые леса.
III. Словарная работа.
Итак, первая остановка – станция “Снежная”. Нас встречает Снеговик. Он хочет поиграть с вами в снежки: нужно вставить гласные, записанные на снежках, в словарные слова (соревнуются девочки и мальчики) Словарные слова: Россия, береза, вокзал, билет, пальто; трамвай, погода, багаж, метро, рисунок. Подберите устно прилагательные к каждому из этих слов.
– Сегодня на уроке мы будем изучать имя прилагательное. Вспомним все, что знаем об этой части речи: как изменяется, с чем согласуется. Тест “Имя прилагательное”.
1. Имя прилагательное – часть речи...
a) самостоятельная
б) служебная
2. Имя прилагательное обозначает...
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
3. Имя прилагательное изменяется по...
а) родам
б) числам
в) лицам
г) падежам
4. Имя прилагательное отвечает на вопросы...
а) кто? что?
б) что делать? что сделать?
в) какой? какая? какое? какие?
5. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) существительное
б) глагол
в) наречие
г) союз
д) прилагательное
Проверка теста.
Выучим стихотворение.
Имя прилагательное, мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
– А сейчас следующая остановка.
IV. Минутка чистописания:
ззз, зи. Дайте характеристику звуку. Придумайте прилагательные, начинающиеся с этого звука. “Золотые руки” – почему так говорят? (Об умелом мастере.) Отгадайте загадку, а отгадку напишите аккуратно, красиво в тетрадь.
Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома
Значит, к нам пришла…зима.
Любит русский народ зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить, и не страшны нам ни метель, ни вьюга, ни мороз.
– Как ласково называют зиму? (Зимушка.) Какая это часть речи? Образуйте имя прилагательное и глагол (зимний, зимовать). Какие это слова? (родственные).
Составим со словом зима предложение и запишем в тетрадь с комментированием.
Пришла морозная и снежная зима.
– Как определить род прилагательного? (По существительному.) Зима (какая?) снежная.
Измените имя прилагательное так, чтобы оно было в мужском и среднем роде, а также во множественном числе, подбирая подходящие существительные (день, ком(какой?) снежный; утро, окно (какое?) снежное; хлопья, поля (какие?) снежные).
V. Повторение пройденного материала.
1) Устный диктант с использованием карточек с падежами.
Из дальнего плавания (Р.п.), в зимнюю стужу (В.п.), в еловом лесу (П.п.), под тенистым дубом (Т.п.), к душистой черемухе (Д.п.), на горной вершине (П.п), с любимым котенком (Т.п.), красивая сирень (И.п.).
2) Выборочное списывание.
- Остановка в зимнем лесу (показ картины). “Рисунок1”
– Прочитайте отрывки (на карточках).
1. Прекрасен лес зимой. Д_ревья покрыты хлоп_ями снега. Все ветки в инее.
Со_нце осв_щает верхушки д_рев_ев.
2. Прекрасен сне_ный лес зимой. Со_ные д_рев_я покрыты пуш_стыми хлоп_ями снега.
Все ветки в серебристом инее. Зимнее со_нце осв_щает в_рхушки стройных д_рев_ев.
- Проблемная ситуация.
– В каком из отрывков более ярко описан лес? Как это достигается? Для чего в речи используются имена прилагательные? (Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна).
- Спишите второй отрывок. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные и определите их падеж. Работу выполняйте в парах. Проверяет Инесса.
– На какие правила встретились слова?
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
– А вот птицам в мороз – беда, особенно если они голодны.
Игра “Летели”. Если я назову зимующих птиц, то вы машете руками, а если перелетных стоите не шевелясь. (Показ плаката). “Рисунок2”
– Как вы можете помочь зимой птицам? У кого уже есть кормушки? Чем вы кормите птиц?
3) Письмо под диктовку “Февраль”.
Пришел суровый февраль с сильными вьюгами, метелями, морозами. В эту зимнюю пору птицам приходится особенно трудно. Трудно достать пищу под глубоким снегом. Голодной птице морозный день-это смерть. Ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
Подчеркните имена прилагательные. Взаимопроверка.
4) Едем дальше, а чтобы в пути не скучать будем из учебника упражнение выполнять (Стр.124 Упр.281 “ На лесной поляне”) Спишите, определите падеж имен прилагательных.
5) А теперь немного поиграем. Я диктую существительные, а вы записываете имена прилагательные (зима, снег, сказка, холод, стужа, ветер, мороз).
VI. Итог урока.
– Итак, наше путешествие подходит к концу.
– Над какой частью речи работали на уроке? Для чего служат в речи имена
прилагательные? Какие задания вызвали у вас наибольший интерес? Какие были
трудными? Вы все хорошо работали, но особенно активны были …
Выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
1) Стр.124. Упр.283.
2) Придумать и записать 10 словосочетаний ,состоящих из существительного и прилагательного.