Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Классному руководителю всегда важно знать, как относятся друг к другу все члены студенческого коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся.
Любому обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и уже в студенческом возрасте следует ориентировать их на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива, эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения.
В связи с этим было решено провести ряд тематических классных часов в студенческих группах второго курса специальности Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Для того, чтобы как можно лучше студент чувствовал себя в коллективе, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть, было проведено три классных часа.
1. Первый классный час посвящен знакомству с понятием “Толерантность”. В приложении 1 представлен план проведения классного часа, а также в качестве приложения представлена презентация.
2. Второй классный час назывался “Учимся строить отношения”. Был посвящен воспитанию толерантной личности, готовой жить и полноценно взаимодействовать в коллективе с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. В приложении 2 представлен сценарий классного часа.
3. Третий классный час из представленного цикла посвящен вопросам развития способности адекватно и полно познавать себя и других людей. В качестве приложения представлена презентация, содержащая информацию для проведения классного часа.
План классного часа
Специальность: 230105 Программное обеспечение ВТ и АС
Тема: “Что такое толерантность?”
Цели:
- формирование навыков ведения позитивного диалога;
- осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире;
- развитие способности к самоанализу, самопознанию;
- развитие способности к сопереживанию;
- развитие способности к рефлексии.
Время проведения: 60 минут
Форма проведения: диалог с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Средства: ноутбук, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход мероприятия
1. Организационное начало
Вступительное слово ведущего.
2. Основной этап:
- Обсуждение притчи о человеческих взаимоотношениях
- Определение слова “толерантность” в разных языках
- Представление результатов в виде цветка толерантности
- История “Перед вами две дороги, выбирайте…”
- Сказка о счастье
- Игра “Волшебная рука”
- Плакат о толерантности
- Тренинг “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”
- Китайская притча “Ладная семья”
- Правила толерантного общения
3. Рефлексия
Творческая работа “Дерево толерантности”.
4. Заключительный этап