Цели:
- повторить, изученные орфографические правила, части речи, состав слова;
- учить образовывать новые слова с помощью ласкательно-уменьшительных суффиксов;
- обогащать словарный запас;
- развивать речь;
- воспитывать уважение и любовь к матери.
На урок приглашены мамы.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы урока
Учитель: Сегодня на урок мы пригласили мам. Наши мамы переживают за нас, хотят, чтобы мы хорошо учились, помогают нам делать уроки. Им мы сегодня покажем, как учимся и что уже знаем. Надеюсь, что мамы будут довольны. А тема нашего урока “Слова”.
Послушайте стихотворение А. Л. Барто.
(Подготовленный ученик читает стихотворение “Слова”.)
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово “вроде”.
Слова бывают разные:
Хорошие, простые.
Слова бывают праздные,
Ненужные, простые.
О каких словах А. Л. Барто не упоминает в своём стихотворении.
Ученики: О вежливых словах: спасибо, здравствуйте, до свидания, пожалуйста.
(Учитель ставит на доску таблички с этими словами. Они были выучены на предыдущих уроках. )
II. Повторение пройденного.
Учитель: А теперь прочитаем слова, записанные на доске.
На доске слова: гора, сердце, лёд, колосок, летает, грустный.
Скажите, что это за слова?
Ученики: Слова, обозначающие предметы, существительные: гора, сердце, лёд, колосок.
Есть слово, обозначающее признак, прилагательное: грустный.
Есть слово глагол: летает.
Слова с безударными гласными: гора, колосок, летает. (Доказывают правильность правописания, подбирая проверочные слова.)
Слова с непроизносимой согласной: сердце, грустный. (Также доказывают правильность правописания.)
Слово с глухим согласным звуком: лед.
Слова односложные, двусложные, трёхсложные.
Учитель: Но есть в жизни слово самое важное, самое главное. Какое?
Ученики: Мама.
(Подготовленный ученик читает стихотворение.)
Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе!
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!
Учитель: А кто же скажет, почему мы сегодня вспомнили слово мама и пригласили мам на урок.
Ученики: Потому что скоро праздник День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября.
Учитель: Правильно. Этот праздник (табличку со словом “ праздник” ставит на доске)отмечается в нашей стране с 1998 года. В этот день мы чествуем наших матерей, говорим им слова благодарности, дарим подарки.
Проведём звуко-буквенный анализ этого слова.
III Образование слов с помощью суффиксов.
Игра “Живые слова”.
2 группы детей составляют слова из букв. Первая группа – 7 человек, у каждого по букве: м, м, к, ч, а, а, о.
Вторая группа – 10 человек, у каждого тоже по букве: м, м, н, л, к, а, а, у,
е, ь. Должны получиться слова:
мамочка мамуленька
Учитель: Что это за слова?
Ученики: Ласковые. Новые слова. Они образованы от слова “мама”.
Учитель: Запишем эти слова в тетрадь и разберём их по составу.
Какие суффиксы в этих словах?
Ученики: -очк-, -еньк-.
Учитель: Мы образовали слова с помощью ласкательных суффиксов.
Попробуем подобрать к этим словам слова признаки, то есть прилагательные
Ученики подбирают: хорошая, милая, умная, ласковая, заботливая, добрая, красивая, любимая, нежная (и т. д. )
Учитель: Попробуем от этих прилагательных образовать новые прилагательные с помощью суффикса -еньк-.
Ученики: Хорошенькая, миленькая, умненькая, красивенькая (и т. д.)
Учитель: Запишите в тетрадь по два словосочетания, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят к вашей маме.
А теперь послушаем, как мамы называют вас ласково, используя ласкательные суффиксы.
Мамы: Танечка, Дашенька, и т. д.
Учитель: Запишите своё ласковое имя и обозначьте суффикс.
Мамы могут называть вас ещё ласковыми словами. Какими?
Ученики: Солнышко, зайчик, (и т. д. )
IV Стихи и песни о мамах.
Учитель: О мамах написано очень много стихов и песен. В них поэты выражают свою любовь и нежность к мамам. Для наших мам мы прочитаем несколько стихов.
(Подготовленные дети читают стихи о мамах.)
Мама. (Читает Дима.)
В сумерках вернулся я из школы.
Сел к окну, не зажигая свет,
Нынче вечер будет невесёлый,
Потому что мамы дома нет.
Хоть бы поскорее воскресенье:
Целый день мы будем с ней вдвоём,
Тут у нас и дело, и веселье,
Почитаем, вместе попоём.
Я сижу тихонько и мечтаю,
Жду её – хорошую мою!
Я её горячим крепким чаем
Из любимой чашки напою.
Моя мама. (Читает Ваня.)
У мамы стол всегда в порядке,
Там книжки мамины стоят,
Лежат там мамины тетрадки –
Работы маленьких ребят.
Я маму жду – придёт домой,
А на столе подарок мой:
Цветок на солнышке поставлю.
К столу мы с мамой подойдём,
Я маму с праздником поздравлю
С Материнским днём.
Что мы узнали из стихов, которые прочитали дети?
Дети: Дима очень любит свою маму, а у Вани мама учительница.
Учитель: Расскажите, а кем работают ваши мамы?
(Рассказы детей о своих мамах.)
(Дети исполняют песню “ Мама”, сл. и муз. Анны Петряшевой, исполняет гр. “Талисман”.)
На свете слова нет
Роднее и дороже.
Встречаем с ним рассвет,
И спать ложимся тоже.
Есть в этом слове жизнь,
Есть в этом слове песня,
Нам без него никак не прожить!
Припев:
Мама, одно есть слово на планете – мама!
Мама, твоя любовь, как солнце, светит, мама!
Мама, дыханье радости и света – мама!
Мама, твоим теплом Земля согрета!
Мама, мама, мама!Сегодня все цветы
Распустятся для мамы.
Сегодня все мечты
О добром и о главном!
Тепло любимых глаз,
И свет твоей улыбки
Важней всего на свете для нас!
Учитель: Мамам в праздник дарят подарки. А что больше всего принято дарить мамам?
Ученики: Цветы.
Учитель: Вот и мы сегодня подарим мамам цветы. Какие? Сейчас узнаем. (Учитель открывает доску, там рассыпанные слова.) Ой, слова, пока ждали, когда мы о них будем, говорить – рассыпались. Попробуем составить эти слова. Помните, о чём мы говорили? О цветах.
(Три группы детей собирают слова: васильки, тюльпаны, ромашки. Учитель ставит картинки с изображением этих цветов.)
Мы мамам тоже приготовили цветы, сделанные своими руками. С вручением цветов мы должны сказать добрые и нежные слова, а какие, вы сейчас сами придумаете.
(Дети делятся на 4 группы, и каждая группа составляет поздравление.)
Зачитываются все составленные поздравления детей. И дети вручают свои подарки.
IV Подведение итогов.
Мамы благодарят детей. Дарят классу “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова.