Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания. Умение ориентироваться на доске.
Задачи:
- Совершенствовать знания;
- Развивать cмекалку и воображение обучающихся;
- Уметь самостоятельно выполнять задание.
Пособия: демонстрационная магнитная шахматная доска, шахматы для учащихся, бумага, карандаши, карточки с шахматной нотацией, игра “Почтальон”, разрезные шахматные фигуры из картона, бросовый материал – косточки.
Ход урока
1. Организационный момент:
Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места.
2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:
Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию
3. Работа над ключевыми терминами:
– Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю
от шаха.)
– Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
– Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)
Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих:
Вся в квадратах белых, чёрных
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
Разминка:
- Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)
- Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)
- Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)
- Патовое положение на доске. (Ничья.)
- Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)
Игра на внимание “Найди ошибку”, Приложение 1.
(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.
Игра “Сложи фигуру”, Приложение 2.
Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её.
Игра на смекалку, Приложение 3.
– У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
– Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)
– Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)
– На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)
– Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)
– Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).
– Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? (Конь.)
Физкультминутка “Буратино”, [8].
Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)
Практическая работа.
Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю
(учащиеся расставляют).
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:
– первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.
Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске.
Игра “Почтальон”, Приложение № 4.
Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес,
например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток
на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной
доске.
У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного
поля (учащиеся раскладывают свои карточки).
Чтение шахматной нотации. Педагог предлагает прочитать по шахматному любой ход
шахматной фигуры, например,
Kh3 – g5 + Kр
(Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю).
Далее чтение следующих ходов фигур:
– Фе8 – е4
– Л а3 : Сf3 +х Кр,
– Сg8 – а7 +Кр,
– Крh6 : Лh7
– Kd1 – е3 х Кр
Подведение итога занятия.
Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?
Рефлексия по занятию.
- какие трудности возникли в ходе работы?
- что было проще выполнять?
- какой этап наиболее интересен вам?
Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.
Список литературы, рекомендуемый для педагога.
- Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель [Текст]: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
- Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.
- Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.
- Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
- Пожарский, В.В. 1000 шахматных задач. [Текст]: учеб. пособие /В.В. Пожарского. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.
- Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.
- Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.
- Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика. [Текст]: учеб. пособие/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство, 2005. – 44 с.