Цель урока: познакомить с окончанием существительных в Т.п.
Задачи:
- формировать навык правописания безударных падежных окончаний в Т.п.;
- закреплять знание падежных окончаний существительных в 1, 2, 3 скл.;
- работать над развитием орфографической зоркости учащихся;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать интерес к русскому языку, национальной культуре и истории своей родины.
Оборудование: матрешка с заданиями, таблица падежей и падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 скл., карточки со словарными словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Издавна славится русский народ своими мастерами-умельцами. Однажды мастер из Загорска Василий Звездочкин выточил игрушку – русскую матрешку. Потом эту игрушку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась она, первая матрешка – россияночка. Это была женщина в сарафане, а в ней мал, мала, меньше девочки и мальчики, а последним был спелёнутый малыш. В 1900 году русская матрешка появилась на всемирной выставке в Париже. Далее она побывала ещё во многих городах и стала одним из самых популярных сувениров мира.
И талисманом сегодня на уроке русского языка будет матрёшка. Она поможет нам повторить, обобщить знания о склонениях существительных и падежах, вспомнить словарные слова, 3 орфографических корня, научит различать Т.п. существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Постарайтесь работать грамотно, аккуратно. Будьте внимательны.
II. Чистописание.
а) – Запишите число: Двадцать седьмое ноября. Классная работа.
– Скажите, в этих словах есть имя существительное? Определите другие части речи,
которые встретились здесь.
– Как вы думаете, 27-ое – это существительное, прилагательное, глагол?
– Эта часть речи называется числительное. С ней вы познакомитесь в 5 классе.
– Кто догадался, почему этой части речи дали такое название?
– Что это за знаки на доске?
Это окончания существительных по склонениям.
III. Теоретический опрос.
– Что такое имя существительное?
– Как изменяются имена существительные? Что они имеют?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
– Что такое склонение?
Вспомним окончания существительных 1, 2, 3 склонений.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
И.п. | -а, -я | £ , -о, -е | ь £ |
Р.п. | -и, -ы | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
В.п. | -у, -ю | £ , -а, -я, -о, -е | Ь £ |
IV. Изучение нового материала.
1) – В этой матрёшке 5 маленьких матрёшек. И самая первая нам приготовила
задание.
– Какой падеж идет за В.п.? Узнайте всё об этом падеже.
– Давайте, вспомним, какие вопросы задают к существительным Т какие предлоги
употребляются с Т.п.
– Приведите примеры с предлогами.
Чтобы определить, какое окончание у существительных в Т.п., нужно поставить
любое существительное 1 скл. в Т.п., 2 скл. в Т.п., 3 скл. в Т.п.. В предложении
являются второстепенным членом предложения
– дополнением.
2) Работа по учебнику.
а) Чтение правила.
б) Практическая работа. Выполнение упражнения 208 с комментированием по цепочке.
Определить Т.п. существительных, выделить окончания, определить склонение
существительных.
V. Словарная работа.
– А давайте, ребята, посмотрим, какое же задание нам подготовила вторая
матрешка.
– Она очень любит словарные слова, и они находятся у вас на партах в “волшебных
конвертах”. Нужно вставить пропущенные буквы.
VI. Практическая работа.
Третья матрешка любит работать самостоятельно.
а) Упражнение 209 (самостоятельно).
б) Индивидуально по карточкам 4 человека. Проверка.
VII. Физкультминутка. (Мы матрешки….)
VIII. Работа у доски и е тетрадях.
1) На доске запись:
По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских и
полховско-майданских. Мы гордимся русской матрешкой. Задание:
а) произвести синтаксический разбор предложения.
б) разобрать слова по составу.
в) выполнить фонетический разбор.
г) определить падеж и склонение всех имен существительных.
2) – А четвертая матрешка нам приготовила интересное задание. Она предлагает
поставить существительное в нужном падеже, окончания выделить. (Дети выходят к
доске.)
Р.п. | Д.п. | Т.п. | |
родина | |||
дом | |||
дочь | |||
солнце |
IX. Творческая работа.
Это пятая матрешка.
- Из первого предложения взять определение и написать с большой буквы.
- Из второго предложения взять подлежащее.
- Из третьего предложения взять сказуемое.
- Дальше записать слово “своей”.
- Из следующего предложения выписать существительное в Т.п.
Мы любим русский язык.
На площади толпится народ.
Папа гордится сыном.
Для него Россия стала родиной.
Получилось:
Русский народ гордится своей Родиной.
– Назовите словарные слова, дайте характеристику предложения. Подчеркните основу. Определите Т.п. существительных.
XI. Итог урока. Обобщение. Оценивание.
А теперь вернем матрешки на место. А для этого мы должны вспомнить, что нового мы узнали на уроке, чему научились.
XII. Домашнее задание.
Упражнение 210 (знать таблицу окончаний существительных по склонениям).