Интегрированный урок обучения грамоте "Звуки [д], [д'], буква Д"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ

Цели: Образовательная:

  • познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д;
  • вырабатывать навыки осознанного чтения;
  • продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;

Развивающая:

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
  • развивать произвольное внимание;

Воспитательная: способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

Оборудование: индивидуальные листочки для диктанта, динамическая картинка, рисунок «звука – человечка», плакат печатной и письменной буквы д, схема для работы в парах, изображения человечков с разным настроением.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Повернитесь все друг к другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И вверху пошевелите.
Скажем весело: «Ура!»
Начинать урок пора!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, а урок мы начнем, как всегда, с повторения того, что мы уже знаем. Возьмите листочки. Сейчас вы выполните самостоятельную работу.

Диктант.

  1. Я буду диктовать слова, а вы в строчку запишите только две первые буквы слов.
    Мука, кит, Катя, сыр, игра, Нара.
  1. Я буду диктовать слова, а вы запишите только буквы, обозначающие гласные звуки.
    Осина, сорока, стакан, сапоги, молоко. (О и а о о а а а а о и о о о ).

III. Постановка учебной проблемы.

Динамическая картинка.

- Ребята, у меня для вас сюрприз. Мы с вами нарисуем картину. Но для этого, вы должны помочь мне. Я начинаю говорить предложение, а вы его заканчиваете.

Это …(дом).
Из трубы идёт …(дым).
Рядом растет …(дуб).
На дубу сидит … (дятел).
У дуба сидит …(дед).
К дому ведет …(дорожка).
У дорожки … (дрова).

(Учитель по мере составления предложений вывешивает на доску части картины)

- Ребята, какие детали нам понадобились, чтобы нарисовать картину?

- Назовите слова, которые начинаются на звук [д]? (дом, дым, дуб, дорожка, дрова)

- Назовите слова, которые начинаются на звук [д,]? (дятел, дед)

- Это какой звук? (Учитель показывает зеленый кружок - мягкий)

- Это какой звук? (Учитель показывает синий кружок - твердый)

- А мы знакомы с этими звуками? Хотим познакомиться?

- Определите тему нашего урока.

- Чему мы будем учиться на уроке?

IV. Совместное открытие новых знаний.

1. Характеристика звука.

- Ребята, звуки [д] и [д,] на письме обозначаются буквой Д.

- На что похожа печатная буква Д?

- Откройте Букварь. Давайте оденем звук-человечка.

- Можем ли мы пропеть звук [д]? (Нет, т.к. встречается преграда – зубы)

- Значит он какой? (Согласный)

- Как узнать звонкий он или глухой? (Проверяют)

- Какую шапочку мы ему нарисуем? (Колокольчик, потому, что он звонкий)

- Какие ботиночки оденем? Почему? (Синий и зеленый, потому, что звук [д] может быть твердым и мягким.)

(На доске изображение звука)

2. Письмо буквы Д.

- Откройте Пропись. С.14.

- Подготовим наши пальчики к письму.

- Поиграем в многоножек.

Наши многоножки побежали по дорожке.(Руки ставятся на край парты на кончики пальцев, превращаясь в пятипалых зверьков. Многоножки бегут на край парты и обратно, передвигая пальцами-ножками.)

- Сделаем массаж своим многоножкам. (Массажируют кончики пальцев.)

- Какую букву мы будем учиться писать?

- Из каких элементов она состоит?

(Из овала и прямой линии с петлей внизу).

- Встречались ли ранее нам эти элементы? В каких буквах?

-Какой элемент напишем первым? Вторым? (Учитель конструирует букву из элементов)

- Откуда начнем писать?

(Начинаем писать сверху. Пишу строчную букву а, но не закругляю, а веду вниз и пишу элемент строчной буквы у – прямая с петлей внизу).

- Попробуйте прописать в воздухе строчную букву д.

-Пропишите на спинке друг у друга.

- Обведите строчную букву д в Прописи на планшетке.

1 строчка.

- Возьмите синюю ручку, пропишите в прописи овал и прямую с петлей внизу.

- Следующие три элемента пропишите зеленой ручкой, а затем три элемента синей ручкой.

- Пропишем букву д. Первые три буквы синей ручкой, вторые три – зеленой ручкой.

2 строчка.

- Обведите букву д и ее элементы зеленой ручкой.

- Какое чередование заметили? (Буква д чередуется с наклонной линией).

- Под счет обведите зеленой ручкой наклонные линии.

- Под счет учителя обведите синей ручкой букву д.

- Подчеркните красной ручкой самую красивую букву.

3. Чтение слогов.

Букварь. С.92

- Ребята, а теперь подготовьтесь к чтению в парах. Но давайте вспомним, как надо работать в парах? Посмотрите на схему. (Сначала говорит один ученик, а другой молчит и внимательно слушает, затем они меняются ролями).

- Читайте друг другу по строчкам.

(Работают в парах)

- А теперь проверим, как вы подготовились к чтению. Прочитаем хором первую строчку с изменением силы голоса. Сначала тихо, затем громче и совсем громко. А вторую строчку наоборот: громко, тише и совсем тихо.

- Найдите слоги, в которых есть мягкий согласный звук? (ди, ти)

- Прочитайте первую строчку слогов, договаривая их до слов.

- Прочитайте вторую строчку договаривая их до слов.

(Третью и четвертую строчку аналогично ).

-Какие вы молодцы!

4. Написание слогов.

Работа в прописи с.14.

3, 4 строчки.

- Прочитайте слоги на 3 и 4 строчке.

- Чем отличаются соединения в написании до и од? (До - о пишется сверху, одо пишется снизу)

- Пропишем слог до три раза зеленым цветом, три раза – синим цветом.

Аналогично слог од.

5 строчка.

- Какие слоги мы будем писать на 5-й строчке? (да, ад, ду)

- Я буду произносить слова, в которых есть эти слоги, а вы под мою диктовку записывайте эти слоги. Три сочетания синей ручкой, три зеленой.

- Подчеркните самые красивые слоги.

V. Первичное закрепление.

1. Чтение слов. Букварь с 92.

- Подготовьтесь к чтению второго столбика. (Читают про себя).

- Какое слово обозначает маленький предмет? (домик)

- Какое маленькое слово обозначает большой предмет? (дом)

- Найдите одинаковую часть у этих слов? (дом)

- Как она называется? (Корень) Выделите корень.

- Какое слово обозначает впадину на земле? (дол)

- Подготовьтесь к чтению третьего столбика. (Читают про себя)

- От какого слова можно почувствовать запах гари? (дым)

- Найдите родственное ему слово? (дымок).

- От какого слова может испортиться настроение? ( дыра, дырка)

- Прочитаем столбик, меняя настроение. (Учитель показывает картинки с изображением мимики, а дети, следуя им, читают слова, меняя интонацию голоса)

- Подготовьтесь к чтению четвертого столбика.

- Прочитаем хором слова с радостью.

- Ребята, кто любит дарить подарки?

- А кто любит получать подарки?

- Какой праздник приближается? На Новый год принято дарить подарки всем своим родственникам, друзьям.

- Подготовьтесь к чтению пятого столбика.

- О чем этот столбик? ( о ладошках)

- Покажите мне свои ладошки. На что они похожи? (на солнышко).

- Слово ладошки означает ладить, лад.

- Покажите, как мама нежно ладошками лепит пирожки.

2. Игра «Ладошки»

Учитель ладошками прохлопывает мелодию и передает ее ученику. Ученик принимает мелодию, прохлопывает ее и передает следующему и т.д. Последний ученик возвращает мелодию учителю.

3. Работа с текстом.

- Почему над предложениями стоит знак вопроса? ( Название текста)

- Можем ли мы назвать текст? Почему?

-Подготовьтесь к чтению этого текста. Прочитайте про себя.

-Проверим.

(Чтение вслух по предложению).

- Как называются маленькие словечки, которые выделены синим цветом?

- Подчеркните их простым карандашом одной чертой.

- Как пишутся предлоги со словами?

- Как это можно обозначить в тексте? (подчеркнем двумя красными чертами расстояние между предлогом и словом.)

VI. Рефлексия.

- Что вы можете рассказать о букве д?

- Назовите слова, в которых звук [д] твердый?

- Назовите слова, в которых звук [д] мягкий?