Тип урока: ОНЗ
Цели: Образовательная:
- познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д;
- вырабатывать навыки осознанного чтения;
- продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
Развивающая:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
- развивать произвольное внимание;
Воспитательная: способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Оборудование: индивидуальные листочки для диктанта, динамическая картинка, рисунок «звука – человечка», плакат печатной и письменной буквы д, схема для работы в парах, изображения человечков с разным настроением.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Повернитесь все друг к другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И вверху пошевелите.
Скажем весело: «Ура!»
Начинать урок пора!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, а урок мы начнем, как всегда, с повторения того, что мы уже знаем. Возьмите листочки. Сейчас вы выполните самостоятельную работу.
Диктант.
- Я буду диктовать слова, а вы в строчку запишите только две первые буквы слов.
Мука, кит, Катя, сыр, игра, Нара.
- Я буду диктовать слова, а вы запишите только буквы, обозначающие гласные звуки.
Осина, сорока, стакан, сапоги, молоко. (О и а о о а а а а о и о о о ).
III. Постановка учебной проблемы.
Динамическая картинка.
- Ребята, у меня для вас сюрприз. Мы с вами нарисуем картину. Но для этого, вы должны помочь мне. Я начинаю говорить предложение, а вы его заканчиваете.
Это …(дом).
Из трубы идёт …(дым).
Рядом растет …(дуб).
На дубу сидит … (дятел).
У дуба сидит …(дед).
К дому ведет …(дорожка).
У дорожки … (дрова).
(Учитель по мере составления предложений вывешивает на доску части картины)
- Ребята, какие детали нам понадобились, чтобы нарисовать картину?
- Назовите слова, которые начинаются на звук [д]? (дом, дым, дуб, дорожка, дрова)
- Назовите слова, которые начинаются на звук [д,]? (дятел, дед)
- Это какой звук? (Учитель показывает зеленый кружок - мягкий)
- Это какой звук? (Учитель показывает синий кружок - твердый)
- А мы знакомы с этими звуками? Хотим познакомиться?
- Определите тему нашего урока.
- Чему мы будем учиться на уроке?
IV. Совместное открытие новых знаний.
1. Характеристика звука.
- Ребята, звуки [д] и [д,] на письме обозначаются буквой Д.
- На что похожа печатная буква Д?
- Откройте Букварь. Давайте оденем звук-человечка.
- Можем ли мы пропеть звук [д]? (Нет, т.к. встречается преграда – зубы)
- Значит он какой? (Согласный)
- Как узнать звонкий он или глухой? (Проверяют)
- Какую шапочку мы ему нарисуем? (Колокольчик, потому, что он звонкий)
- Какие ботиночки оденем? Почему? (Синий и зеленый, потому, что звук [д] может быть твердым и мягким.)
(На доске изображение звука)
2. Письмо буквы Д.
- Откройте Пропись. С.14.
- Подготовим наши пальчики к письму.
- Поиграем в многоножек.
Наши многоножки побежали по дорожке.(Руки ставятся на край парты на кончики пальцев, превращаясь в пятипалых зверьков. Многоножки бегут на край парты и обратно, передвигая пальцами-ножками.)
- Сделаем массаж своим многоножкам. (Массажируют кончики пальцев.)
- Какую букву мы будем учиться писать?
- Из каких элементов она состоит?
(Из овала и прямой линии с петлей внизу).
- Встречались ли ранее нам эти элементы? В каких буквах?
-Какой элемент напишем первым? Вторым? (Учитель конструирует букву из элементов)
- Откуда начнем писать?
(Начинаем писать сверху. Пишу строчную букву а, но не закругляю, а веду вниз и пишу элемент строчной буквы у – прямая с петлей внизу).
- Попробуйте прописать в воздухе строчную букву д.
-Пропишите на спинке друг у друга.
- Обведите строчную букву д в Прописи на планшетке.
1 строчка.
- Возьмите синюю ручку, пропишите в прописи овал и прямую с петлей внизу.
- Следующие три элемента пропишите зеленой ручкой, а затем три элемента синей ручкой.
- Пропишем букву д. Первые три буквы синей ручкой, вторые три – зеленой ручкой.
2 строчка.
- Обведите букву д и ее элементы зеленой ручкой.
- Какое чередование заметили? (Буква д чередуется с наклонной линией).
- Под счет обведите зеленой ручкой наклонные линии.
- Под счет учителя обведите синей ручкой букву д.
- Подчеркните красной ручкой самую красивую букву.
3. Чтение слогов.
Букварь. С.92
- Ребята, а теперь подготовьтесь к чтению в парах. Но давайте вспомним, как надо работать в парах? Посмотрите на схему. (Сначала говорит один ученик, а другой молчит и внимательно слушает, затем они меняются ролями).
- Читайте друг другу по строчкам.
(Работают в парах)
- А теперь проверим, как вы подготовились к чтению. Прочитаем хором первую строчку с изменением силы голоса. Сначала тихо, затем громче и совсем громко. А вторую строчку наоборот: громко, тише и совсем тихо.
- Найдите слоги, в которых есть мягкий согласный звук? (ди, ти)
- Прочитайте первую строчку слогов, договаривая их до слов.
- Прочитайте вторую строчку договаривая их до слов.
(Третью и четвертую строчку аналогично ).
-Какие вы молодцы!
4. Написание слогов.
Работа в прописи с.14.
3, 4 строчки.
- Прочитайте слоги на 3 и 4 строчке.
- Чем отличаются соединения в написании до и од? (До - о пишется сверху, од – о пишется снизу)
- Пропишем слог до три раза зеленым цветом, три раза – синим цветом.
Аналогично слог од.
5 строчка.
- Какие слоги мы будем писать на 5-й строчке? (да, ад, ду)
- Я буду произносить слова, в которых есть эти слоги, а вы под мою диктовку записывайте эти слоги. Три сочетания синей ручкой, три зеленой.
- Подчеркните самые красивые слоги.
V. Первичное закрепление.
1. Чтение слов. Букварь с 92.
- Подготовьтесь к чтению второго столбика. (Читают про себя).
- Какое слово обозначает маленький предмет? (домик)
- Какое маленькое слово обозначает большой предмет? (дом)
- Найдите одинаковую часть у этих слов? (дом)
- Как она называется? (Корень) Выделите корень.
- Какое слово обозначает впадину на земле? (дол)
- Подготовьтесь к чтению третьего столбика. (Читают про себя)
- От какого слова можно почувствовать запах гари? (дым)
- Найдите родственное ему слово? (дымок).
- От какого слова может испортиться настроение? ( дыра, дырка)
- Прочитаем столбик, меняя настроение. (Учитель показывает картинки с изображением мимики, а дети, следуя им, читают слова, меняя интонацию голоса)
- Подготовьтесь к чтению четвертого столбика.
- Прочитаем хором слова с радостью.
- Ребята, кто любит дарить подарки?
- А кто любит получать подарки?
- Какой праздник приближается? На Новый год принято дарить подарки всем своим родственникам, друзьям.
- Подготовьтесь к чтению пятого столбика.
- О чем этот столбик? ( о ладошках)
- Покажите мне свои ладошки. На что они похожи? (на солнышко).
- Слово ладошки означает ладить, лад.
- Покажите, как мама нежно ладошками лепит пирожки.
2. Игра «Ладошки»
Учитель ладошками прохлопывает мелодию и передает ее ученику. Ученик принимает мелодию, прохлопывает ее и передает следующему и т.д. Последний ученик возвращает мелодию учителю.
3. Работа с текстом.
- Почему над предложениями стоит знак вопроса? ( Название текста)
- Можем ли мы назвать текст? Почему?
-Подготовьтесь к чтению этого текста. Прочитайте про себя.
-Проверим.
(Чтение вслух по предложению).
- Как называются маленькие словечки, которые выделены синим цветом?
- Подчеркните их простым карандашом одной чертой.
- Как пишутся предлоги со словами?
- Как это можно обозначить в тексте? (подчеркнем двумя красными чертами расстояние между предлогом и словом.)
VI. Рефлексия.
- Что вы можете рассказать о букве д?
- Назовите слова, в которых звук [д] твердый?
- Назовите слова, в которых звук [д] мягкий?