В название статьи мы вложили несколько значений взаимодействия: взаимодействие ребенка и родителей в небольшом социуме, взаимодействие родителей, взаимодействие родителей с педагогами и психологами во время обучения на занятиях, тренингах и семинарах в развивающем центре «Маленькое чудо» на базе школы №5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.
Нашему центру шесть лет, каждый год обновляются программы и расширяются сферы деятельности. На наш взгляд, «чудо» - пусть маленькое – состоялось!
В нашей статье мы хотим поделиться опытом работы с родителями детей раннего возраста. Возможно, наш опыт поможет коллегам в начале пути или во время профессиональных сомнений.
В рамках газетной статьи нет возможности описать подробно нашу работу, поэтому хотим поделиться с вами, уважаемые коллеги, лишь некоторыми, на наш взгляд, важными фрагментами.
В нашей школе работает 4 дошкольных группы, которые посещают дети с трех до семи лет. Общаясь с родителями, мы увидели, что им нужна помощь педагогов и психологов намного раньше. Администрацией школы было принято решение – в октябре 2004 года открыть 5 групп для детей от одного до трех лет. В сказочном тереме малышей и родителей встретили добрые воспитатели, здесь их ждали игрушки, маленькие песочницы, краски, пластилин, детская музыка… Художник Галина Владимировна Кириллова нарисовала эмблему к созданному в школе центру «Маленькое чудо»
В основе всей работы центра лежит концепция программы «Step by step» («Шаг за шагом»). Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения. Обучающая «среда обитания» - обстановка, в которой находятся дети – сама побуждает детей исследовать ее, пробуждает их инициативу и творчество.
Даже для самых маленьких детей обучение в программе «Step by step» характеризуется тремя параметрами:
- индивидуализация подхода к обучению;
- обучение через игру и осуществление выбора;
- участие семьи.
«Приглашаем малышей от года до трех лет на развивающие занятия. Ребенок занимается вместе с взрослым». Такое объявление сегодня не редкость. За последнее время в нашем городе открылось очень много развивающих центров. Практически во всех центрах детского досуга или творчества есть группы для самых маленьких. Что это – мода? Вынужденная необходимость? Социальный мир не стоит на месте. Он часто изменяется. Иногда к лучшему для детей, иногда эта перемена осложняет их жизнь. Изменения способствовали тому, что изменилось отношение к раннему детству. Не случайно, что сегодня для педагогов, психологов, родителей интересна, актуальна, важна тема раннего развития ребенка. Ведь за каких-то три года у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно.
Наш психолого-педагогический коллектив говорит «да» раннему развитию, если оно включает в себя формирование у малышей способности самостоятельно, творчески мыслить; если раннее развитие не мешает формированию нравственных ценностей; не разрушает эмоциональный мир ребятишек, не превращает самоценное дошкольное детство в унылую зубрежку. И еще об одном «подводном камне» раннего развития мы говорим с родителями: «Ваши крохи как губки впитывают знания (не случайно крылатой фразой стала фраза «После трех уже поздно»), но есть опасность, что губка превратится в пемзу». Для нас важно находить взаимопонимание с родителями, поэтому одной из форм взаимодействия с родителями являются тренинги. Это очень интересная совместная работа родителей, воспитателей и психолога. Интерес к ним растет от года к году, так как вопросы, которые на них обсуждаются («Мир ребенка», «Как сказать ребенку «нет»», «Психосексуальное развитие и воспитание ребенка», «Страхи детей», «Психокоррекционные сказки») очень важны и актуальны на этапе раннего развития детей.
Планируя проведение тренингов с родителями детей от года до трех лет мы решили ограничиться пятью занятиями, которые проводились один раз в неделю в вечернее время (с 18 до 20 часов), чтобы была возможность приходить обоим родителям. «Углубить» тренинговую работу нам помогла «песочная среда». Мы использовали опыт Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой и ее коллег. Более грамотно строить обсуждение с родителями возрастных особенностей детей нам помогли следующие книги:
- Джон Боулби «Создание и разрушение эмоциональных связей» (М.: Академический проект,2004.)
- Дональдс Вудс Винникотт «Разговор с родителями» (М.: Независимая фирма «Класс», 1994.)
- Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Михайловна Грабенко «Практикум по песочной терапии» ( СПб.: Издательство «Речь»,2002.)
- Рифкат Жаудатович Мухаметрахимов «Мать и младенец: психологическое взаимодействие» (СПб.: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2001.)
На первом занятии родители внимательно рассматривают графический рисунок художницы нашей школы Галины Владимировны Кирилловой, пытаются взглянуть на мир глазами ребенка и практически каждый родитель осознает, как важно повернуться лицом к своему ребенку. Мы считаем важным сказать на первой встрече о том, что в кругу собрались счастливые люди, которые счастливы тем, что они - Родители и им суждено провести по жизни своих детей, помочь им повзрослеть; а потом найти силы, чтобы отпустить.
Хочется кратко описать ход одного занятия. Структура тренинга в целом традиционная. Занятия проводятся в кабинете психолога, так как позволяет площадь и есть две песочницы с большим количеством миниатюрных фигурок. Каждый родитель делает себе «бейдж», выбирая как к нему обращаться: по имени или по имени и отчеству. Большинство родителей пишут только имя. В кабинете есть удобный угловой диван и мягкие стулья со слегка наклоненной назад спинкой. Располагаясь в круге, некоторые родители вначале смущаются, сидят в «закрытой позе». Поэтому психолог сразу предлагает им поделиться на две группы, подойти к песочницам и, используя фигурки, создать коллективные картины, которые будут называться «Мир родителей». В этот момент у нас есть хорошая возможность понаблюдать за родителями. Кто-то оживился, некоторые начали взаимодействовать друг с другом, другие – присматривались, а затем строили что-то самостоятельно. Картины были созданы примерно за 15 минут. Затем каждой команде было предложено сходить друг к другу в гости. Команды договорились о том, кто пойдет первыми. По нашим наблюдениям, первыми пошли в гости более активные родители. Психолог предложила гостям описать мир родителей – хозяев, а хозяев картины попросила выслушать молча, так как, наверное, иногда, очень важно услышать то, как наш мир воспринимается другими, со стороны. Активные гости начали с критики. Им казалось, что мир соседей слишком спокойный, уравновешенный. Здесь мало жизни, энергии. Мы видели, как хотелось хозяевам возразить, объяснить, но их корректно останавливали. После описания мира соседей, гости задавали уточняющие вопросы хозяевам. И лишь после этого хозяева рассказали гостям о том, как им работалось в команде, что они построили, и как они видят свой родительский мир. Затем, обратившись к гостям, психолог спросила: «Хотели бы вы что-то подарить миру соседей, если бы они вам это разрешили сделать?» После получения согласия хозяев и сообщения ведущей о том, что у хозяев всегда есть право отказаться от неугодного добавления к своему миру, гости стали дарить подарки. Далее шла процедура ответного визита. Во время описания миров психологом использовался язык принятия, приемы вербального и невербального присоединения, в этот момент очень важно быть внимательным, деликатным и осторожным в высказываниях, чтобы у обеих команд было ощущение безусловного принятия их картин со стороны ведущей, только тогда у родителей уменьшается желание защищаться, закрываться, оправдываться. Возникает желание выслушать, услышать другого человека. Затем психолог предлагает родителям вернуться в круг и поделиться своими ощущениями, инсайдами. Во время обсуждения родители говорили о том, как трудно, когда твой мир видят совсем по-другому, как трудно удержаться от полемики, не обидеться, не рассердиться. А кому-то, наоборот, трудно высказать то, что чувствуешь, возникает страх напрячь, фрустрировать другого человека. И еще один важный вывод сделали родители – мир у каждого человека свой, миры разные и это просто здорово! Это дает нам возможность надеяться, что данный инсайд позитивно отразится на общении родителей со своим ребенком.
Так как тема критики звучала во время обсуждения чаще всего, поэтому родителям было предложено потренироваться в проигрывании ролей критикуемого и «критикана». Участники по просьбе психолога образовали пары, договорились о том, кто какую роль будет играть вначале, а какую потом. Тем, кто будет в роли критикуемого, было предложено сказать партнеру о том, в чем, как им кажется, они «не на высоте» и, не вступая в диалог, в течение 2-х минут молча выслушивать все, что прозвучит в их адрес. Задача «критиканов» в утрированной форме обвинять, наставлять и т.п. По сигналу ведущего менялись роли. Не все родители смогли быть в «монологе», не смогли удержаться от обсуждения ситуаций. После ролевого разыгрывания вновь шло обсуждение. Участники делились своими чувствами, говорили о том, что нового узнали, какие открытия относительно себя сделали. Например, одна мама сказала: «Только сегодня поняла, что своей активностью подавляю дочь. Часто я не могу заняться своими делами, думая, что все время должна заниматься с ребенком. О! Какой ужас!». При этом смеется. Другая мама поблагодарила свою коллегу, с которой была в паре, за то, что смогла сделать открытие: «Я думала, что, не включаясь в занятия сына, я просто даю ему свободу. А сегодня поняла, что где-то просто убегаю от общения с ним. И еще я подумала о том, что, возможно, поощряю его лень». В круге родители смеются.
Все участники тренинга еще раз задумались о нашей родительской миссии: кому-то стоит прекратить чрезмерно заниматься самокритикой, так как ни у одного родителя нет ангельских крылышек за спиной (при этом комментарии, психолог всегда оглядывается назад, стараясь взглянуть на свою спину, а многие родители облегченно смеются), не забывать о детском великодушии и благородстве; а кому-то вовремя вспомнить народную мудрость «Хороша ложка к обеду», учесть возрастные особенности «ходячих детей», которые еще очень нуждаются в общении с самыми близкими людьми – родителями, что симбиотическая связь, хотя и ослабевает, но все еще очень сильна.
Во время шерринга на открытый вопрос психолога «Как, вы, сегодня?» родители, на наш взгляд, отвечали искренне и дали запрос психологу - на следующей встрече обсудить тему: «Как сказать ребенку «Нет»?»
В заключении были приняты правила работы:
- Начинало занятий ровно в 18 часов, опоздавшие родители присоединяются к работе.
- В речи используем «Я-высказывания», без оценок и осуждения.
- Соблюдаем принцип конфиденциальности.
- Каждый участник может сказать «Стоп».
Вся команда центра ежегодно активно участвует в тренинговой программе. Для нас это возможность общения с родителями. Мы можем ответить на их вопросы, обсудить ситуации, которые возникают во время занятия с детьми, обыграть их, используя помощь психолога, найти правильное решение. Мы учимся доверять и принимать друг другу.
Не один прекрасный дипломированный педагог не заменит малышу маму. Это тот фундамент, на котором строится вся наша работа с родителями.
Главным достижением в работе команды нашего центра является то, что дети и родители учатся вместе. Вместе играют, танцуют, рисуют, лепят, экспериментируют, общаются, учатся взаимодействовать. Они вместе делают первые открытия, играют с крупой, водой, песком, слушают сказки. Малыши чувствуют себя естественно, комфортно, защищено, так как рядом с ним находится самый важный и незаменимый человек – мама, папа или бабушка.
Нам удается раскрыть для родителей секреты гармоничного взаимодействия в условиях центра и дома. Показать, как важен телесный и эмоциональный контакт, как влияет развивающая среда на развитие ребенка, помочь выбрать игрушки, познакомить с возрастными особенностями детей раннего возраста.
В работе с родителями используются разные формы:
- Организационное собрание.
- Встреча психолога с семьей.
- Родительские собрания: «Будь здоров, малыш!», «Кризис «Я» - сам», «Адаптация детей к детскому саду», по запросам родителей.
- Наблюдения за детьми во время занятий.
- Обратные связи.
- Включенное консультирование.
- Консультации, психолого-педагогические встречи.
- Мастер-класс, видеозапись.
- Тренинги для родителей.
В процессе первых лет работы мы увидели, что порой родители испытывают растерянность в общении со своими детьми. Многие родители на занятии старались ограничивать ребенка в движении, требуя четкого соблюдения правил, некоторым было сложно включиться в игровой сюжет. А кто-то ждал немедленных результатов. Порой требования взрослых по отношению к ребенку не соответствовали возрасту.
На лабораториях педагогов центра «Маленькое чудо» и встречах с директором школы кандидатом педагогических наук Мамаевой Татьяной Владимировной неоднократно обсуждался вопрос о создании своеобразного лектория для родителей, так как зачастую молодым мамам и папам не хватает знаний и умений для воспитания, развития и оздоровления малышей. Так возник проект «Дети и родители».
Главной целью этой работы является знакомство родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста / от 1 года до 3 лет/, с продуктивными видами деятельности. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
В программу обучения родителей помимо тренингов входит 5 семинарских занятий: «Народная педагогика», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Давай поговорим (Развитие речи»), «Игра – дело серьезное», «Путешествие в страну Акварелию». Занятия проводятся в вечернее время (с 18-20 часов) 1 раз в неделю.
Все занятия проходят в интерактивной форме. Родители сами изучают предложенный педагогами материал и делятся информацией друг с другом, выбирая разнообразные формы: синквейн, рисунок, схемы, сообщения. Синквейн в переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует умения находить наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. В качестве примера, хочется познакомить с синквейном на тему: культурно-гигиенические навыки.
Необходимые, постоянные.
Помогают, воспитывают, приучают.
Чистота-залог здоровья!
Порядок.
Нас радует, что в процессе общения мы смогли убедить родителей, что, зная возрастные особенности детей, можно говорить о его гармоничном развитии. Мы долго думали, как символически можно представить образ ребенка. И нам представился красивый цветок.
Издавна ребенок сравнивался с цветком. Цветок – это символ здоровья, красоты и свежести. Но это еще и символ будущего: то, что сейчас цветет, со временем даст плод. Очень важно, чтобы каждый лепесток этого цветка был одинаковым. Тогда не нарушится гармония и красота.
Большой интерес у родителей вызывают фольклорные игры.
В народе считалось, что воспитание доброго, послушного, разумного человека зависит от того, как с ним обращались в младенчестве. Эмоциональное общение с малышом – одно из самых важных
условий его развития. Наличие контакта между ребенком и взрослым становится условием появления у малыша способности подражать взрослому. Этому могут помочь фольклорные игры.
Родители, прежде всего, тренировались использовать в игре народное слово, которое сопровождает все важнейшие события в жизни младенца, каждый его день и час: «Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама…», «кисонька-мурысонька – не ешь одна!..». Образные присловья на разные случаи жизни: «Я умница-разумница…», «Расти, расти зубок, твердый, как дубок…», «Водичка, водичка…»
Народная традиция воспитания детей придает большое значение общению взрослого с ребенком, начиная с первых дней его жизни. Это общение очень целостное: это зрительный и тактильный контакт, насыщенный атмосферой тепла, любви, нежной радости.
Очень оживленно проходит занятие, посвященное игре. Интересно наблюдать за родителями, которые на короткое время, сняв свои «офисные мундиры» превращаются в милых детей и увлеченно играют в куклы, катают коляски, осваивая сложности ролевой игры.
На одном из занятий мы с большим желанием отправляемся в путешествие в страну «Акварелию». Для нас было важно показать родителям, что основным «художественным» занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». «Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых».Маленькие художественные шедевры, выполненные руками родителей стали украшением центра.
По окончании наших занятий, каждая семья получает сертификат, подтверждающий участие в образовательной программе «Эффективное общение родителей с детьми раннего возраста» и книгу «Популярная книга для родителей детей раннего возраста и не только». / Авт. Кислицына Г.В., Мамаева Т.В., Шерстнева В.П. г. Йошкар-Ола: ИЦ «Чудо-принт», 2010г./ В ней мы собрали весь материал тренинговых и семинарских занятий.
Приятно радует, что к концу года родители становятся нашими добрыми помощниками. Они начинают дружить и превращаются из зрителей в активных участников педагогического процесса. Исчезает волнение, они становятся спокойнее, больше начинают доверять педагогам. Сомнений больше нет. И они делают осознанный вывод привести ребенка в детский сад.