«Семья – это сад,
дети – чудесные цветы, каждый красив и уникален по-своему.
Родители – это те, кто заботится и ухаживает за садом!»
Д. М. Брукс
МДОУ детский сад№55 города Нижний Тагил Свердловской области является учреждением компенсирующего вида. Основное направление работы – это коррекция речевых нарушений у дошкольников, а также предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями воспитанников.
Мы связываем с родителями все прогрессивные изменения и нововведения в нашем учреждении.
В ДОУ учителями-логопедами используются разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, консультирование (индивидуальное и групповое), опрос, «дни открытых дверей», совместные развлечения и праздники, выставки. Одной из эффективных форм взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и семьи является организация семейного клуба (Фото 1-3)
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении и, в-третьих, творческое общение, взаимное доверие родителей могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями. Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Организуя семейный клуб, мы поставили перед собой цель – оптимизировать деятельность ДОУ и семьи в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушениями речи. Достижению данной цели способствовали задачи:
- оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
- создать условия для активного участия в воспитании и обучении ребенка;
- помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;
- выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;
- сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях;
- создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
В отличие от традиционных форм, где общение основано на поучительном характере, семейный клуб нашего детского сада строит свои отношения с семьей на принципах трёх «О»:
- открытости,
- оптимизма,
- оригинальности.
Заседания клуба учителями-логопедами проводятся три раза в год в вечернее время.
С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и т.д.), с помощью которой выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. Так, результаты анкетирования за 2009/2010 учебный год показали, что родители отдают предпочтение: развитию общей, мелкой и артикуляционной моторике, формированию правильного звукопроизношения, речевому развитию ребёнка, обучению грамоте и подготовке к школе.
На основе этих данных составляется тематический план работы клуба, который в течение учебного года корректируется и обновляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Примерное планирование работы семейного клуба «Школа успешных родителей»
№ | Тема | Форма проведения |
Младшая группа | ||
1. | Первые шаги в детский сад | Тренинг |
2. | «А в домике том жил…Язычок» (сказкотерапия в развитии артикуляционной моторики у детей) | Игра - практикум |
3. | «Веселые превращения» (развитие мелкой моторики с помощью песочной терапии) | Практикум |
Средняя группа | ||
1. | «Рисуем вместе» (использование элементов изотерапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников) | Продуктивное взаимодействие |
2. | «Капризная обезьянка» (развитие эмоционально-волевой сферы) | Тренинг |
3. | «Различай-ка» (игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия) | Игровое занятие |
Старшая группа | ||
1. | «Игры с песком для обучения грамоте» | Практикум |
2. | «Рисуем и рассказываем сказку вместе» - «Жадина» | Продуктивное взаимодействие |
3. | «Путешествие на теплоходе в Страну знаний» (игровые приёмы в развитии словообразовательной функции речи, фонематического слуха, мелкой моторики) | Продуктивное взаимодействие |
Подготовительная группа | ||
1. | Логосказки в развитии артикуляционной, мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Сказка «Заюшкина избушка» | Игровое занятие |
2. | «Путешествие в страну Азбуковедение» (игровые приёмы в обучении грамоте) | Игровое занятие |
3. | «Мы идём в школу…» (игры и упражнения по развитию речи детей) | Тренинг |
Работа семейного клуба повышает компетентность родителей, вызывает интерес к проблеме, вселяет уверенность в своих силах, сплачивает коллектив родителей, дает возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, обменяться мнениями. Родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, когда видят результаты своих нелегких усилий. Успехи окрыляют и вселяют уверенность, неудачи огорчают, но это всегда лучше, чем равнодушие. Работа клуба способствует установлению в группе домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных. Итак, преимущества нового подхода взаимодействия учителя-логопеда и родителей неоспоримы:
- положительный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и развитию детей.
- заинтересованность и активное включение в коррекционно-развивающий процесс.
- эффективность коррекции компонентов речевой системы у детей с нарушениями речи.
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Итак, ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей, основанное на принципах гуманного отношения друг к другу.