Урок изобразительного искусства по теме "Золотая соломка". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель: приобщение учащихся к искусству народных промыслов на примере знакомства с плетением из соломы

Задачи:

  1. Формировать практические навыки объемного соломоплетения («паук»).
  2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к ее историческому прошлому, к народному творчеству.

Материалы: коктейльные трубочки, нитки, ножницы

Оборудование: учебный класс с мультимедийным оборудованием

Зрительный ряд: изделия из соломы, презентация ИКТ

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Тип урока: комбинированный

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока:

знания:

  • об особенностях природного материала – соломки, как сырья для изготовления уникальных изделий декоративно-прикладного творчества;
  • о традициях соломоплетения;

умения:

  • выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения;
  • воплоплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

навыки: использования современных материалов (коктейльных трубочек) для изготовления объемного соломенного «паука»

Мотивация учащихся: положительная мотивация учащихся создается комплексным воздействием слова и зрительного образа:

  • яркой графикой, музыкой, анимацией в мультимедийной презентации;
  • образным, емким, содержательным словом учителя;
  • целеполаганием на создание собственного продукта деятельности.

Ход и содержание урока

I. Организационный (звучит народная му зыка)

Обеспечение творческой обстановки для работы на уроке и психологический настрой на общение и продуктивную деятельность:

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Организация внимания.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (идет демонстрация слайдов № 1-2)

  1. Сообщение темы изучения нового материала.
  2. Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучаемого материала.
  3. Стимулирование мотивации, эмоциональный настрой.

III. Усвоение новых знаний, умений, навыков (демонстрация слайдов № 3 - 20)

1. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, нового учебного материала с использованием мультимедийной презентации и эмоциональным рассказом учителя.

Рассказ учителя:

Плетение из соломки – одно из древнейших ремесел. Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявлялись фантазия и мастерство крестьян.

И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим, чем поделочный материал. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал (слайд 3).

Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата. Солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями (слайд 4).

Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили жертвоприношения в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы.

Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая (слйд 5).

Вопрос к учащимся: на какие народные праздники в старину одевали маски?

Ряженые в масках черта, козла, аиста, медведя ходили по домам во время колядных праздников. Желали хозяевам здоровья, приплода скотине, урожая на полях и огородах. Черт и козел, по старинным поверьям, были символами плодородия, аист - приносил в семью детей. Эти мифологические создания должны были помогать людям и охранять их (слайд 6).

Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения (слйд7).

Кони, козы, птицы, куклы из соломки - это тоже божества и защитники: конь - герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза - символ урожая и плодовитости; кукла - Мать-Прородительница, защитница женщин; птицы - души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил (слайд 8)

Вопрос у учащимся: какие первые игрушки были на елке и из чего их делали?

Новогодняя елка, украшенная соломенными игрушками, не раз становилась главным украшением праздника. Без труда она затмевает собой красавиц, украшенных стеклянными шарами и гирляндами (слайд 9).

Незатейливые украшения из соломки: колечки, бусы, плела и носила, еще в недалеком прошлом, сельская молодежь. Современные мастера изготавливают из соломки женские украшения разнобразных стилевых направлений (слайд 10).

Говорят, еще под монголами случилось так: приходской церкви нужно было встречать владыку. А церковь ограблена! Нищая, золота в ней ни кусочка нет. И тогда мужики обыденкой (в один день) сплели на все иконы, и даже на царские врата (алтарные двери) соломенные оклады, да еще какие! Ни разу в орнаментальных композициях не повторились, все плетежки были оригинальными. Иконостасы, стены церкви засияли нежным, веселым, переливающимся золотистым светом. И что же? Вряд ли владыка принял солому за золотую чеканку, но остался он в полном восторге, — поняв и оценив ситуацию. Да и сами мужики были довольны: ведь солома в иконостасах была не только декоративным материалом: от века несла она в себе аграрную символику, тот же смысл, исходя из которого мужик ставил "дожиночный сноп" в красный угол своей избы (слайд 11).

Корзин, домашняя утварь, шляпы и пояса, каждое изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты. И каждая технология, каждый вид художественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркивает естественную красоту соломки (слайды 12-14).

Соломенные "пауки", одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Хаос множества соломенных трубочек в руках творящих мастеров превращается в космически упорядоченные диковинные конструкции, будто в руках мастера создается Мир. Современные исследования во многом подтверждают эту аналогию. "Пауков" в крестьянских семьях вывешивали в канун Нового года, на самом почетном месте дома - Красном углу. Его строгая гармония форм и движения призваны были оберегать дом и его хозяев. Вбирая в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счастливому течению жизни семьи. Каждый год повторялся цикл. Старый "паук" сжигался и на его место вывешивался новый. "Паука" подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, давать возможность любоваться - такое назначение этих удивительных конструкций.(слайд 15)

Вопрос к учащимся: какие изделия из соломы встречали, вы в наши дни?

Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование (слад 16-17).

2. Физминутка.

3. Практическая работа (слайды 18-19)

  • демонстрация учителем технологии изготовления «паука» - оберега из коктейльных трубочек (раздать на парты технологические карты)
  • индивидуальная работа детей под руководством учителя.

IV. Итог урока (демонстрация слайдов №20)

Выставка работ.

Экспресс-диагностика эмоционально состояния учащихся

1. Какое настроение в конце урока? (показать с помощью технологии «Шесть шляп Боно»)

Белая шляпа. Какую информацию мы получили?

Красная шляпа. Какие у васпо этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Черная шляпа. Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа. Новые идеи

Синяя шляпа. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

2. Мотивация на выполнение домашнего задания.

Домашнее задание: сделать «паука» из нескольких модулей для всех членов семьи

Список литературы:

  1. Константинова С.С. История Декоративно – прикладного искусства. Ростов на Дону «Феникс» 2004
  2. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. М. Культура и традиции. 2000
  3. Сайт о рукоделии и различных видах хобби - Трозо. РУ
  4. http://straw.iatp.by/index.html

Презентация.