Продолжение знакомства с задачами

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Пробудить интерес к уроку, способствовать включению в учебную деятельность всех учеников и самостоятельному добыванию знаний.
  2. Воспитывать направленность внимания на основе организованного наблюдения над учебным материалом.

Задачи урока:

  1. Ввести термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
  2. Закрепить запись и название чисел десятого десятка.
  3. Закреплять вычислительные навыки - совершенствовать использование найденного алгоритма.
  4. Готовить детей к изучению таблицы умножения.
  5. Развивать интерес к математике, творческие способности, мышление, память, речь, умение мыслить обобщённо.

Форма проведения: урок.

Методы: частично-поисковый метод, самостоятельная работа учащихся, наблюдение.

Педагогические приёмы: сотрудничество, постановка и решение учебной проблемы, игровые приёмы.

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс И.И. Аргинская, Е.И.Ивановская. 2001г, рисунок Незнайки с конвертом в руке.

ХОД УРОКА.

Речёвка «Начинаем мы опять решать, отгадывать, смекать!» На доске рисунок Незнайки с конвертом в руке .На конверте №74, 75, 76 стр.30-31

У. Прочитайте, какой девиз принёс нам Незнайка сегодня на урок: « Учить – ум точить». Что означают эти слова? (Ответы детей). Сегодня на уроке мы продолжим работу с задачами и узнаем о них что-то новое, будем искать закономерности, работать по таблице сложения, развивать смекалку, т.е. « точить ум». С чего начнём?

Большинство детей высказываются за поиск закономерностей.

1. Найди закономерность и продолжи ряд:

а) 3, 6, 9…
б)12, 23, 34…
в) 80,81, 82…

-В первой закономерности нужно прибавлять 3, получиться 12, а дальше15.

-Это счёт тройками!

У. Кто может продолжить данную закономерность до30?( Дети отвечают). Проверьте, у вас получилось как у Вани? 3,6,9,12,15,18,19,21,24,27,30. Повторим эти числа хором в прямом и обратном порядке.

Кто продолжил вторую закономерность?

- Для меня вторая закономерность была сложной, но я догадался! Дальше идут числа 45, 56,67, 78, 89.

У.Кто может объяснить, как догадался Коля?

-Это двузначные числа и цифра единиц является цифрой десятков следующего числа,

а цифра единиц увеличивается на 1.

У. Это очень интересная закономерность - в ней скрыта другая закономерность. Предложите это задание родителям, может быть, они найдут следующее число за числом 89?

Кто продолжил третью закономерность? ( Все дети поднимают руки)

-Это отрезок натурального ряда чисел от 80 до 90.Проверьте, у вас записано так? (на доске).

У. Что вы можете сказать об этих числах?

-Это двузначные числа, у всех восемь десятков, записаны в порядке увеличения.

2.

У. а) Увеличьте каждое число на десяток и запишите новые числа. (Задание 75 стр.30)
б) Проверь свою запись: 90,91, 92,93.94.95.96,97,98,99.
в) Прочти числа и подчеркни самое большое из них.
г) Подумай, может ли двузначное число быть больше числа 99. Постарайся объяснить свой ответ.
д) Уменьши все числа на 20, и запиши новые числа.

3.

Молодцы. Хорошо поработали с двузначными числами. А сейчас развиваем смекалку!

Послушайте интересное задание.

«Мама купила Кате 4 ленты красного и голубого цвета. Красных лент было больше, чем голубых. Сколько лент каждого цвета купила мама?»

-Если бы было поровну, то 4 это 2и2. Но сказано, что красных лент больше, поэтому 2и2 не подходит. 4 может быть по-другому: 3и1, значит, красных лент было три, а голубых одна.

4. Это задание походит на задачу?

-Нет. В первой части задачи только одно число, а мы решали задачи, где есть два числа и с ними мы выполняем действие сложение или вычитание.

-Это похоже на задачу. В задаче мы всегда что-то узнаём, ищем.

У.Я согласна с вами. Но это не простая задача, а на смекалку и мы решили её, зная из каких слагаемых состоит число 4.

А сейчас послушайте Незнайкины задачи и решите их.

1. На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?

-Такую задачу не надо решать. В первой части уже сказано, что одна лягушка прыгнула в воду.

2. Мама купила 5 лампочек. Две съели за обедом. Сколько осталось?

-А разве лампочки кушают? Какая смешная задача!

-Такую задачу можно решить. В первой части есть два числа и если из5 вычтем 2, то останется 3.Но только так в жизни не бывает, чтобы лампочки кушали.

У. А вы умеете составлять задачи?

Сколько частей бывает в задаче?

О чём нужно говорить в первой части? А во второй?

Поработайте самостоятельно над заданием 74.( Самостоятельная работа детей)

Вы узнали что-то новое о задаче?

-Я узнал, что первая часть называется условием, а вторая часть вопросом.

Кто прочтёт условие данной задачи? Вопрос?

- Я давно знал, что вторая часть называется вопросом, ведь там стоит вопросительный знак.

А если есть вопрос, на него нужно отвечать?

Как мы ответим на вопрос задачи?

-Мы её решим!

Выполните 3 этап этого задания.( Учитель ходит между партами и наблюдает за работой детей, оказывает индивидуальную помощь).

Какой хороший рисунок у ребят первого ряда. Коля повтори свой рисунок на доске. У вас такой же рисунок? Даша составила такое выражение: 13-9. У вас такое же выражение?

Кто объяснит Дашино выражение?

-У Робина Бобина больше пятен, чем у Пачкули Пёстренького, значит нужно из большего числа вычесть меньшее.

Кто нашёл значение? Чем является значение данного выражения?

- Мы ответили на вопрос задачи!

-Мы узнали, что у Робина Бобина больше на 5 пятен.

А у нас в классе есть такие дети с пятнами на костюмах?

5. Вы хорошо поработали над задачей, а сейчас проведём физкультминутку.

На доске ряд примеров и дети должны их решить и выполнить ОРУ на снятие мышечного напряжения.

Реши и

    1. хлопни в ладоши:5+5
    2. выполни махи руками перед грудью: 4+4
    3. наклонись:5+1
    4. выполни приседания:5+3
    5. подпрыгни:7+0
    6. потянись:6-2

У. Какое выражение «лишнее»? Почему?

-«Лишнее» выражение 6-2. Во всех остальных мы находили значение суммы, а в этом значение разности.

6.

У. Пока мы выполняли упражнения, Незнайка все части задачи перепутал. Восстановим правильно. (На доске таблички )

 1. У Оли 9 марок. 5 марок ей подарили. Вопрос
 2. Сколько марок у Оли стало? Условие
 3. 9+5=14(м.) Рисунок
 4. 14 марок Ответ
 5. (рисунок) Решение
 6. 9+5 Выражение

Коллективная работа.

7.

У.Вы хорошо справились с заданием. Какой номер нам ещё осталось выполнить?

Дети смотрят на конверт.

№76.

1) Сравни суммы. В чём их особенность?

-Это суммы однозначных чисел.

-У них одинаковое второе слагаемое 5.

-Первое слагаемое увеличивается на 1.

2) Найди значение первой суммы. Подумай, как с помощью этого результата найти значения остальных сумм.

-Значение первой суммы равно 8.

-Если первое слагаемое увеличилось на1, то и значение суммы будет больше на1, 4+5=9.

-Нам помогло первое значение суммы! Все значения остальных сумм будут идти в порядке увеличения на 1.

Проверь себя по таблице сложения.

3) Как можно было бы найти значения этих сумм, зная значение последней из них?

-В обратном порядке значения сумм будут уменьшаться на 1.

У. 4 пункт этого задания выполните дома.

8.

Вам помог сегодня девиз урока (читает девиз)

- Да ! Мы сегодня узнали новое о задаче.

- В задаче есть условие и вопрос.

-А ещё есть решение и ответ.

9.

У. Попробуйте придумать свои задачи и задать их дома родителям.