Цели урока:
- Пробудить интерес к уроку, способствовать включению в учебную деятельность всех учеников и самостоятельному добыванию знаний.
- Воспитывать направленность внимания на основе организованного наблюдения над учебным материалом.
Задачи урока:
- Ввести термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
- Закрепить запись и название чисел десятого десятка.
- Закреплять вычислительные навыки - совершенствовать использование найденного алгоритма.
- Готовить детей к изучению таблицы умножения.
- Развивать интерес к математике, творческие способности, мышление, память, речь, умение мыслить обобщённо.
Форма проведения: урок.
Методы: частично-поисковый метод, самостоятельная работа учащихся, наблюдение.
Педагогические приёмы: сотрудничество, постановка и решение учебной проблемы, игровые приёмы.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс И.И. Аргинская, Е.И.Ивановская. 2001г, рисунок Незнайки с конвертом в руке.
ХОД УРОКА.
Речёвка «Начинаем мы опять решать, отгадывать, смекать!» На доске рисунок Незнайки с конвертом в руке .На конверте №74, 75, 76 стр.30-31
У. Прочитайте, какой девиз принёс нам Незнайка сегодня на урок: « Учить – ум точить». Что означают эти слова? (Ответы детей). Сегодня на уроке мы продолжим работу с задачами и узнаем о них что-то новое, будем искать закономерности, работать по таблице сложения, развивать смекалку, т.е. « точить ум». С чего начнём?
Большинство детей высказываются за поиск закономерностей.
1. Найди закономерность и продолжи ряд:
а) 3, 6, 9…
б)12, 23, 34…
в) 80,81, 82…
-В первой закономерности нужно прибавлять 3, получиться 12, а дальше15.
-Это счёт тройками!
У. Кто может продолжить данную закономерность до30?( Дети отвечают). Проверьте, у вас получилось как у Вани? 3,6,9,12,15,18,19,21,24,27,30. Повторим эти числа хором в прямом и обратном порядке.
Кто продолжил вторую закономерность?
- Для меня вторая закономерность была сложной, но я догадался! Дальше идут числа 45, 56,67, 78, 89.
У.Кто может объяснить, как догадался Коля?
-Это двузначные числа и цифра единиц является цифрой десятков следующего числа,
а цифра единиц увеличивается на 1.
У. Это очень интересная закономерность - в ней скрыта другая закономерность. Предложите это задание родителям, может быть, они найдут следующее число за числом 89?
Кто продолжил третью закономерность? ( Все дети поднимают руки)
-Это отрезок натурального ряда чисел от 80 до 90.Проверьте, у вас записано так? (на доске).
У. Что вы можете сказать об этих числах?
-Это двузначные числа, у всех восемь десятков, записаны в порядке увеличения.
2.
У.
а) Увеличьте каждое число на десяток и запишите новые числа. (Задание 75 стр.30)
б) Проверь свою запись: 90,91, 92,93.94.95.96,97,98,99.
в) Прочти числа и подчеркни самое большое из них.
г) Подумай, может ли двузначное число быть больше числа 99. Постарайся объяснить свой ответ.
д) Уменьши все числа на 20, и запиши новые числа.
3.
Молодцы. Хорошо поработали с двузначными числами. А сейчас развиваем смекалку!
Послушайте интересное задание.
«Мама купила Кате 4 ленты красного и голубого цвета. Красных лент было больше, чем голубых. Сколько лент каждого цвета купила мама?»
-Если бы было поровну, то 4 это 2и2. Но сказано, что красных лент больше, поэтому 2и2 не подходит. 4 может быть по-другому: 3и1, значит, красных лент было три, а голубых одна.
4. Это задание походит на задачу?
-Нет. В первой части задачи только одно число, а мы решали задачи, где есть два числа и с ними мы выполняем действие сложение или вычитание.
-Это похоже на задачу. В задаче мы всегда что-то узнаём, ищем.
У.Я согласна с вами. Но это не простая задача, а на смекалку и мы решили её, зная из каких слагаемых состоит число 4.
А сейчас послушайте Незнайкины задачи и решите их.
1. На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
-Такую задачу не надо решать. В первой части уже сказано, что одна лягушка прыгнула в воду.
2. Мама купила 5 лампочек. Две съели за обедом. Сколько осталось?
-А разве лампочки кушают? Какая смешная задача!
-Такую задачу можно решить. В первой части есть два числа и если из5 вычтем 2, то останется 3.Но только так в жизни не бывает, чтобы лампочки кушали.
У. А вы умеете составлять задачи?
Сколько частей бывает в задаче?
О чём нужно говорить в первой части? А во второй?
Поработайте самостоятельно над заданием 74.( Самостоятельная работа детей)
Вы узнали что-то новое о задаче?
-Я узнал, что первая часть называется условием, а вторая часть вопросом.
Кто прочтёт условие данной задачи? Вопрос?
- Я давно знал, что вторая часть называется вопросом, ведь там стоит вопросительный знак.
А если есть вопрос, на него нужно отвечать?
Как мы ответим на вопрос задачи?
-Мы её решим!
Выполните 3 этап этого задания.( Учитель ходит между партами и наблюдает за работой детей, оказывает индивидуальную помощь).
Какой хороший рисунок у ребят первого ряда. Коля повтори свой рисунок на доске. У вас такой же рисунок? Даша составила такое выражение: 13-9. У вас такое же выражение?
Кто объяснит Дашино выражение?
-У Робина Бобина больше пятен, чем у Пачкули Пёстренького, значит нужно из большего числа вычесть меньшее.
Кто нашёл значение? Чем является значение данного выражения?
- Мы ответили на вопрос задачи!
-Мы узнали, что у Робина Бобина больше на 5 пятен.
А у нас в классе есть такие дети с пятнами на костюмах?
5. Вы хорошо поработали над задачей, а сейчас проведём физкультминутку.
На доске ряд примеров и дети должны их решить и выполнить ОРУ на снятие мышечного напряжения.
Реши и
- хлопни в ладоши:5+5
- выполни махи руками перед грудью: 4+4
- наклонись:5+1
- выполни приседания:5+3
- подпрыгни:7+0
- потянись:6-2
У. Какое выражение «лишнее»? Почему?
-«Лишнее» выражение 6-2. Во всех остальных мы находили значение суммы, а в этом значение разности.
6.
У. Пока мы выполняли упражнения, Незнайка все части задачи перепутал. Восстановим правильно. (На доске таблички )
1. У Оли 9 марок. 5 марок ей подарили. | Вопрос |
2. Сколько марок у Оли стало? | Условие |
3. 9+5=14(м.) | Рисунок |
4. 14 марок | Ответ |
5. (рисунок) | Решение |
6. 9+5 | Выражение |
Коллективная работа.
7.
У.Вы хорошо справились с заданием. Какой номер нам ещё осталось выполнить?
Дети смотрят на конверт.
№76.
1) Сравни суммы. В чём их особенность?
-Это суммы однозначных чисел.
-У них одинаковое второе слагаемое 5.
-Первое слагаемое увеличивается на 1.
2) Найди значение первой суммы. Подумай, как с помощью этого результата найти значения остальных сумм.
-Значение первой суммы равно 8.
-Если первое слагаемое увеличилось на1, то и значение суммы будет больше на1, 4+5=9.
-Нам помогло первое значение суммы! Все значения остальных сумм будут идти в порядке увеличения на 1.
Проверь себя по таблице сложения.
3) Как можно было бы найти значения этих сумм, зная значение последней из них?
-В обратном порядке значения сумм будут уменьшаться на 1.
У. 4 пункт этого задания выполните дома.
8.
Вам помог сегодня девиз урока (читает девиз)
- Да ! Мы сегодня узнали новое о задаче.
- В задаче есть условие и вопрос.
-А ещё есть решение и ответ.
9.
У. Попробуйте придумать свои задачи и задать их дома родителям.