Цели: познакомить учащихся со звонкими звуками [з], [з’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «з»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых и двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: слоговые таблицы, изображение животных, карандаши, счетные палочки.
Ход урока.
1. Установочно-мотивационный этап
А) Организационный момент.
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
Прочти, пожалуйста, прочти
Не надо умолять сестрицу-
Ну, прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать.
- На каком уроке мы с вами учимся читать?
«Азбуку» свою листаю.
Видишь, как я много знаю!
Буква «т» дуга трамвая,
Точка здесь, здесь запятая.
Буквы, слоги, знак вопроса
На меня не смотрят косо.
Звуки звонкие глухие.
Буквы – знаки удалые
Ударение в словах
Буква Е и буква E
Непонятно ничего:
Сколько звуков: два? один?
Это в классе повторим.
А вот ребусы, картинки,
Объясняю я Маринке.
«Азбуку» свою листаю:
Видишь, как я много знаю!
Б) Сообщение темы урока, постановка цели.
- Каждый урок чтения у нас особый, интересный. Мы с вами много путешествуем. А вот где мы побываем сегодня, вам поможет этот ребус.
- Найдите буквы и прочитайте слова.
3 | 1 | о | 9 |
П | О | 4 | 5 |
3 | 6 | а | 7 |
2 | р | 8 | К |
-Что такое зоопарк?
Справочный материал по развитию речи (сообщение ученика).
Зоопарк – это место, где живет много животных. Здесь можно встретить редких птиц, насекомых, зверей, рыб. Животным хорошо живется в зоопарке, за ними ухаживают люди, которые очень любят их. Для жителей зоопарка мы приготовили гостинец, который потом отнесем.
- Какой новый звук есть в слове зоопарк?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами «З,з» и узнаем, какие звуки они обозначают.
- Как поют комарики?
-Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?
2. Организационно-мотивационный этап
- Итак, отправляемся в зоопарк.
1) звуковой анализ слов зоопарк, зебра
- Рассмотрите иллюстрацию.
-Что изображено слева? (зоопарк)
-Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.
-Произнесите первый звук в слове.
-Дайте характеристику звуку (з).
- Объясните, почему звук (з) произносится твердо?
-Кто изображен справа? (зебра)
- Произнесите первый звук (з,).
- Дайте характеристику звуку (з,)
- Объясните, почему звук произносится мягко?
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.( а,е,е,и,ю,я)
2) Конструирование большой и малой печатной букв З,з.
- Рассмотрите образцы печатных букв «З,з».
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (С.Маршак)
- На что еще похожа буква?
-Из каких элементов- шаблонов она состоит?
-Сконструируйте буквы «З, з». (1 ученик на магнитной доске конструирует).
Физкультминутка.
3) Печатание букв «З, з» в тетрадях.
4) Задания на развитие речи, внимания.
* Игра «Кто больше запомнит слов».
Заблудился заяц. Забрел в зоопарк.
- Зебра? Знаю! Зебу? Знаю! Землеройка? Загадочный зверь!Загрызет!
Задрожал зайчик. Забежал за забор. Затаился.Замер.
Разучивание скороговорки
У зайки Бубы
Заболели зубы.
5. Закрепление
1) Чтение слогов (прямое, обратное)
2) «Гостинцы».
- Назовите предметы, которые вы видите на доске (груша, грибы, тыква, помидор и т.д.)
- Назовите овощи?
-Назовите фрукты?
- Какой предмет лишний? (гриб)
- Почему?
3) – Чтобы познакомится с другими животными, нужно прочитать слова.
Знакомые, познакомились, произнесите, зазвенел, звонок. (по слогам, с ударением, орфоэпически)
4) Загадки (назвать слово, сколько слогов в слове, ударный слог)
А) - Эй, не стойте слишком близко-
Я тигренок, а не киска (тигр)Б) – Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон-
Он слонихе шлет поклон.В) – Лежит, отдыхает
Посетителей принимает.
Царем зверей его величают (лев)
- Сколько слогов в слове тигр, слон, лев? Почему?
-Каких животных вы еще видите на доске? (составление предложений)
6) Работа по учебнику с. 94-95
А) Работа по иллюстрации (составление рассказа).
Б) Чтение текста с. 95 (подчеркивание буквы «З,з»).
В) Работа над выразительностью.
3. Оценочно-регулятивный этап
- Соедините слова со схемами.
4. Рефлексия
- Куда мы с вами совершили путешествие?
- Что еще нового узнали?
- Какие звуки обозначает буква «З, з»?
- Для чего нужно читать?