Урок русского языка по теме "Согласные звонкие звуки [з, з']. Буквы З, з"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся со звонкими звуками [з], [з’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «з»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых и двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: слоговые таблицы, изображение животных, карандаши, счетные палочки.

Ход урока.

1. Установочно-мотивационный этап

А) Организационный момент.

- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
Прочти, пожалуйста, прочти
Не надо умолять сестрицу-
Ну, прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать.

- На каком уроке мы с вами учимся читать?

«Азбуку» свою листаю.
Видишь, как я много знаю!
Буква «т» дуга трамвая,
Точка здесь, здесь запятая.
Буквы, слоги, знак вопроса
На меня не смотрят косо.
Звуки звонкие глухие.
Буквы – знаки удалые
Ударение в словах
Буква Е и буква E
Непонятно ничего:
Сколько звуков: два? один?
Это в классе повторим.
А вот ребусы, картинки,
Объясняю я Маринке.
«Азбуку» свою листаю:
Видишь, как я много знаю!

Б) Сообщение темы урока, постановка цели.

- Каждый урок чтения у нас особый, интересный. Мы с вами много путешествуем. А вот где мы побываем сегодня, вам поможет этот ребус.

- Найдите буквы и прочитайте слова.

3 1 о 9
П О 4 5
3 6 а 7
2 р 8 К

-Что такое зоопарк?

Справочный материал по развитию речи (сообщение ученика).

Зоопарк – это место, где живет много животных. Здесь можно встретить редких птиц, насекомых, зверей, рыб. Животным хорошо живется в зоопарке, за ними ухаживают люди, которые очень любят их. Для жителей зоопарка мы приготовили гостинец, который потом отнесем.

- Какой новый звук есть в слове зоопарк?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами «З,з» и узнаем, какие звуки они обозначают.

- Как поют комарики?

-Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?

2. Организационно-мотивационный этап

- Итак, отправляемся в зоопарк.

1) звуковой анализ слов зоопарк, зебра

- Рассмотрите иллюстрацию.

-Что изображено слева? (зоопарк)

-Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

-Произнесите первый звук в слове.

-Дайте характеристику звуку (з).

- Объясните, почему звук (з) произносится твердо?

-Кто изображен справа? (зебра)

- Произнесите первый звук (з,).

- Дайте характеристику звуку (з,)

- Объясните, почему звук произносится мягко?

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.( а,е,е,и,ю,я)

2) Конструирование большой и малой печатной букв З,з.

- Рассмотрите образцы печатных букв «З,з».

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (С.Маршак)

- На что еще похожа буква?

-Из каких элементов- шаблонов она состоит?

-Сконструируйте буквы «З, з». (1 ученик на магнитной доске конструирует).

Физкультминутка.

3) Печатание букв «З, з» в тетрадях.

4) Задания на развитие речи, внимания.

* Игра «Кто больше запомнит слов».

Заблудился заяц. Забрел в зоопарк.

- Зебра? Знаю! Зебу? Знаю! Землеройка? Загадочный зверь!Загрызет!

Задрожал зайчик. Забежал за забор. Затаился.Замер.

Разучивание скороговорки

У зайки Бубы
Заболели зубы.

5. Закрепление

1) Чтение слогов (прямое, обратное)

2) «Гостинцы».

- Назовите предметы, которые вы видите на доске (груша, грибы, тыква, помидор и т.д.)

- Назовите овощи?

-Назовите фрукты?

- Какой предмет лишний? (гриб)

- Почему?

3) – Чтобы познакомится с другими животными, нужно прочитать слова.

Знакомые, познакомились, произнесите, зазвенел, звонок. (по слогам, с ударением, орфоэпически)

4) Загадки (назвать слово, сколько слогов в слове, ударный слог)

А) - Эй, не стойте слишком близко-
Я тигренок, а не киска (тигр)

Б) – Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон-
Он слонихе шлет поклон.

В) – Лежит, отдыхает
Посетителей принимает.
Царем зверей его величают (лев)

- Сколько слогов в слове тигр, слон, лев? Почему?

-Каких животных вы еще видите на доске? (составление предложений)

6) Работа по учебнику с. 94-95

А) Работа по иллюстрации (составление рассказа).

Б) Чтение текста с. 95 (подчеркивание буквы «З,з»).

В) Работа над выразительностью.

3. Оценочно-регулятивный этап

- Соедините слова со схемами.

4. Рефлексия

- Куда мы с вами совершили путешествие?

- Что еще нового узнали?

- Какие звуки обозначает буква «З, з»?

- Для чего нужно читать?