Цель: выявить необходимые условия для прорастания семян и развития растения.
Задачи:
- образовательные: закрепить знания о строении растений; выявить необходимые условия для прорастания семян и успешного развития растения;
- развивающие: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, сравнивать, обобщать; формирование навыков коммуникативного общения;
- воспитательные: осуществлять: экологическое воспитание (бережное отношение к растениям – это «легкие» Земли ), эстетическое воспитание (растения – зеленая одежда Земли, растения делают нашу планету удивительно красивой), трудовое воспитание ; вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Комбинированный урок с практической работой.
Методы: проблемный, частично-поисковый.
Структура:
- Актуализация знаний
- Основное содержание (Выявление условий роста зародыша и развития проростка)
- Закрепление.
- Итог.
Оборудование: для учителя: мультимедийный проектор, экран, мультимедийное пособие «Мир природы», пророщенные семена фасоли, карточки (свет, тепло, воздух, вода, питание), книги Х.К.Андерсена. для учащихся: палитра «Спектра», стаканчики с семенами фасоли, горшки с почвой, лейки, карточки – этапы практической работы, карточка – этапы жизни растения, карточки с отрывками произведения Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Ход урока.
I. Организационный момент:
Учитель: У всех хорошее настроение, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Начинаем урок окружающего мира. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.
II. Сообщение темы и цели урока (исследования)
Учитель: Послушайте загадку, она поможет вам понять какова тема нашего урока.
Загадка: Посадили зернышко – вырастили солнышко (подсолнух).
Учитель: Кто догадался, какова тема нашего исследования? Назовите.
Дети: ... растения, их развитие.
Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, какие условия необходимы для прорастания семени и дальнейшего развития растений.
III. Активизация уже имеющихся знаний (повторение материала).
Учитель: Посмотрите на экран, на примере травянистого растения – земляники назовите, какие части есть у большинства цветковых растений. (м/м пособие «Мир природы», раздел «Проверь себя», игра «Назови правильно»)
Обратите внимание на плод - в мякоть вдавлены многочисленные семена. У большинства растений семена находятся где?
Дети: …внутри плода.
Учитель: Какова функция плода, для чего он служит?
Дети: …служит для защиты и распространения семян.
VI. Изучение нового материала
Учитель: Возьмите палитру (палитра «Спектра»). Рассмотрите по окружности карточки ветки с разнообразными плодами. Внутри круга вы видите что?
Дети: …изображения деревьев и их названия.
Учитель: Соотнесите плод с названием растения. Цветной круг, изображенный рядом с деревом, показывает, какую фишку надо положить возле соответствующей ветки с плодом.
(после завершения работы)
Проверьте. Переверните карточку, правильно закрепите ее на палитре. Фишка и цветной полукруг должны совпасть.
В большинстве плодов, которые вы рассмотрели, заключены несколько семян. В семени есть зародыш, из него появляется новое растение. Рассмотрите открытое проросшее семя фасоли (на парте лежат проросшие семена).
Чтобы выяснить при каких условиях зародыши начинают развиваться, проведем опыты (м/м пособие «Мир природы», этап урока «Условия прорастания семян» 9-10-11) .
Учитель: Какие же условия необходимы?
Дети: тепло вода воздух свет
Учитель: Почему в плоде несколько семян?
Дети: Не все семена выживают, не все семена попадают в благоприятные условия.
Учитель: Рассмотрите проросшее семя: у него появился корешок, образовался проросток. Что необходимо сделать для дальнейшего развития растения.
Дети: Посадить, чтобы растение получало всё ценное для роста: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания.
Практическая работа.
Учитель: Возьмите планшет. Расположите картинки по порядку выполнения действий (планшет с карточкой – этапы практической работы). <Приложение 1>
Пододвиньте ящик. Следуя инструкции, посадите фасоль в горшочки. Какие условия соблюдены для дальнейшего развития проростка?
Дети:
- воздух
- вода
- почва (питание)
Учитель: Какие условия еще необходимы?
Дети: тепло, свет
Учитель: Соблюдая два первых условия, изменим два последних: один горшок вы поставите в светлое место, другой – в темное место, а третий – в прохладное место. Наблюдайте за ростом растений. Свои наблюдения записывайте в таблицу (карточка – этапы жизни растения). Сделайте вывод, какие условия необходимы для нормального развития растения. <Приложение 2>
Рассмотрим правильное развитие растения (м/м пособие «Мир природы», этап урока «Развитие растения из семени»12) .
IХ. Закрепление
Учитель: Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Сказка переносит нас в удивительный мир.
Послушайте отрывок из сказки, догадайтесь, семена, какого растения стали ее героинями.
«В стручке сидело пятеро: они были зеленые, и стручок зеленый, - вот они и решили, что весь мир тоже зеленый…»
Дети: Горошины.
Учитель: Кто знает название этой сказки и ее автора?
Дети: Сказка Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Учитель: Проследим судьбу одной из героинь. Горошина проросла.
Прочитайте отрывки и определите, какие были условия, чтобы из проростка выросло прекрасное растение.
Дети:
1 группа.
«Горошинка взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой влажной земле рос мох».
2 группа.
«Настала весна. Однажды утром, когда солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь окошко, девочка посмотрела на него и воскликнула:
- Что это такое зеленое виднеется за стеклом?
Мать подошла к окошку и сказала:
- Да здесь какое-то растеньице выросло».
3 группа (Раскрыть, в чем еще нуждаются некоторые растения).
«Мать подставила палочку к зеленому ростку, чтобы его не сломал ветер. Крепко привязав веревку к подоконнику, она другой конец прикрепила к самому верху оконной рамы, чтобы стебелек гороха мог держаться и, подрастая, виться вокруг веревки».
Любовь, забота. (Беседа о бережном отношении к окружающим нас растениям – экологическое и эстетическое воспитание).
Учитель: Вы спросите, почему это сказка и что стало с другими горошинками? Да у каждой героини был свой характер, свой путь, своя судьба. Прочитайте сказку и вы совершите еще открытия.
X. Итог урока
- Знал:
- Узнал:
- Умел:
- Умею:
Вывод делают дети.
Учитель: Вот и подошло к концу наш урок. Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Или в ближайшем будущем, может у вас появится каштановая аллея возле школы?...
Домашнее задание на выбор:
- Прочитайте и выполните рисунок к рассказу «Жизнь старого дерева». <Приложение 3>
- Составь по рисункам рассказ.
- Сочини сказку «Приключение желудя».
Не забывайте о растениях, которые нуждаются в вашей заботе. Наблюдения записывайте в карточку. <Приложение 4>
Творческих вам успехов!